Аббатство - это католический монастырь. Кто такой аббат? Значение слова «аббатство Примеры употребления слова аббатство в литературе

Средневековый мир в терминах, именах и названиях

Аббатство

католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями (Сен-Дени, Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние.

Католическая Энциклопедия

Аббатство

(лат. abbatia ) - монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы.

Первые А. возникли в VI–VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили бóльшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. - abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).

Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.

Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.

В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.

Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127–248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.

Словарь забытых и трудных слов ХVIII-ХIХ веков

Аббатство

, а , ср.

Католический монастырь с его владениями.

* И скоро величественное аббатство обхватилось сокрушительным пламенем, и колоссальные готические окна его сурово глядели сквозь разделявшие волны огня. // Гоголь. Тарас Бульба //. *

Древние аббатства представляют собой образцы древней архитектуры. Это невероятно красивые соборы, которые сегодня активно посещают туристы. Примечательно, что архитектура этих монастырских комплексов таит в себе множество загадок для историков. Они украшены декором, элементы которого принадлежат к группам оккультных символов, что вызывает еще больший интерес как специалистов, так и туристов. Итак, значение слова "аббатство" и самые интересные древние монастырские комплексы мы рассмотрим ниже.

Что такое аббатство?

Аббатство - это католический монастырь. Католики составляют большую часть верующих Европы и Латинской Америки. Католическая церковь представляет собой строгую иерархическую систему, во главе которой стоит папа римский. И аббаты занимают не последнюю ступень в этой системе.

В Средневековье аббатства являлись наиболее богатыми и крупными монастырями. Они оказывали на страну не только религиозное, но и политическое, и экономическое влияние. Итак, кто такой аббат?

Значение слова

Именно аббат (мужчина) или аббатиса (женщина) управляют аббатством. Они подчиняются непосредственно епископу или даже папе римскому.

Кто такой аббат с точки зрения лингвистики? Происхождение и история этого титула очень древние. Само слово "аббат" (на лат. - abbas ) имеет еврейские и сирийские (abba ) корни и означает отца. В католичестве так называют настоятеля мужского католического монастыря. Изначально, в V-VI вв. этот титул давали всем настоятелям монастырей, однако с появлением различных религиозных орденов появилось и множество синонимов слова "аббат". Так, картезианцы называли настоятелей приорами, францисканцы - гвардианами, а иезуиты - ректорами.

Как правило, священника назначал на пост настоятеля епископ или папа римский на пожизненный срок.

История появления

Возникновение религиозных общин восходит еще к истокам христианства. Уже тогда люди собирались вокруг жилища человека, известного своей святостью. Они строили дома вокруг этого места и добровольно подчинялись этому человеку. Со временем такие религиозные общины начали посвящать себя служению Богу.

Это монастырь, построенный подобно настоящему укрепленному городку. Помимо монастыря комплекс включал в себя множественные постройки. Здесь строились конюшни, мастерские. Монахи сажали сады. В общем, было все, что нужно для натурального хозяйства. Так как в аббатстве жили и миряне, архитектура монастыря предусматривала отделение их друг от друга.

Со временем аббатства превратились в целые комплексы зданий, в которых были трапезные, больницы, библиотеки и залы капитула, в которых монахи проводили собрания. У аббата были отдельные покои. Конечно, эта общая картина дополнялась разными деталями, в зависимости от индивидуального устава ордена.

Так как большую часть монастырей очень часто перестраивали в результате битв, их изначальный внешний вид представить трудно. Известно, что практически каждый орден отличался собственным архитектурным стилем, воссоздать который в точности, увы, во время реставрации подчас не удавалось.

Первый назывался бенедиктинским. Был основан Нурсийским в VI веке в Италии. Уже в VIII веке монастыри бенедиктинцев были возведены во многих уголках Западной Европы. К началу XII века бенедиктинцы обладали огромной властью. Они управляли собственными землями и активно строили храмы и церкви.

Вестминстерское аббатство

Вестминстерское аббатство в Лондоне является одним из самых знаменитых и древних в мире. Его внешний вид практически не менялся со времен открытия в 1066 году. Официально Вестминстерское аббатство именуется Коллегиальной церковью Святого Петра. Монастырь поражает своим величественным великолепием, пришедшим из глубины веков. Тонкий и изящный готический стиль делает его одним из самых красивых монастырей мира.

История Вестминстерского аббатства начинается в 960-970-х годах. Первыми здесь поселились монахи-бенедиктинцы. Они возвели небольшой монастырь, но в XII Эдуард Исповедник велел перестроить его, сделав более масштабным и величественным. Вестминстерское аббатство открылось для посещений в феврале 1066 года.

Со времен своего создания Вестминстерское аббатство является главной церковью Великобритании. Именно здесь коронуют и хоронят монархов Британии. Но не только монахи находят в монастыре свое последнее пристанище - в так называемом "Уголке поэтов" хоронят известных подданных английской короны, в число которых входят великие поэты, актеры, музыканты. Всего в Вестминстерском аббатстве насчитывается около 3000 захоронений.

Интересный факт! В аббатстве также сочетались браком некоторые королевские отпрыски. Так, принц Гарри женился на Кейт Миддлтон именно здесь.

Батское аббатство

Бывший а ныне церковь Святых Петра и Павла, находится в Бате (город в Англии). Аббатство является идеальным примером готического архитектурного стиля. Относится к числу самых больших британских монастырей. Изначально монастырь должен был стать женским - в 675 году землю для постройки храма даровали аббатисе Берте. Но впоследствии монастырь стал мужским.

Аббатство пользовалось большим влиянием во времена своего расцвета. Позже здесь была епископская кафедра, которая затем переместилась в Уэльс. После реформации монастырь, утративший былое влияние, закрыли, а земли продали.

Лишь в XVI веке здесь была открыта приходская церковь. Елизавета I приказала отреставрировать эту церковь в стиле перпендикулярной готики - именно так она должна была выглядеть изначально, но в те времена у аббатства не хватало средств на такой грандиозный проект.

Аббатство Мон-Сен Мишель

Аббатство это называют восьмым чудом света. Мон-Сен Мишель находится на территории Франции и является одной из самых популярных французских достопримечательностей. Со всех сторон аббатство, раскинувшееся на скалистом острове, окружено морем, и лишь дамба соединяет его с сушей. Когда-то лишь во время отлива можно было пройти пешком к этому величественному строению.

Согласно легенде скалы эти были принесены в море гигантами. Монт Томб, он же Сен-Мишель, нес на плечах великан, а второй скалистый холм, Томбелен, тащила его супруга. Однако они устали и бросили скалы неподалеку от берега.

История этого потрясающе красивого монастыря начинается в 8 веке. Считается, что сам архангел Михаил явился во сне епископу Оберу, наказав построить на острове монастырь. Однако святому пришлось еще дважды посетить епископа, прежде чем тот правильно истолковал его веление. Именно поэтому название монастыря переводится как "гора святого Михаила".

Аббатство строилось медленно - дабы придать ему нынешний внешний вид, ушло 500 лет. Сегодня в монастыре живет всего несколько десятков человек, но ежегодно его посещает более 3 000 000 туристов.

Леринское аббатство

Леринское аббатство расположено на небольшом островке Сен-Оноре (Леринские острова). Оно представляет собой комплекс, состоящий из огромного монастыря и семи часовен. Сегодня аббатство открыто для посещений туристов и носит титул исторического памятника Франции.

История Леринского аббатства весьма насыщенна. Остров долгое время он оставался необитаем, так как кишел змеями. Римляне, которые в те времена хозяйничали на французской земле, опасались посещать его. Но в 410 году отшельник Гонорат Арелатский решил поселиться здесь. Он стремился найти уединение, но его ученики решили последовать за ним, образовав небольшую общину. Так началась история Леринского аббатства. Именно Гонорат позже составил "Правило четырех отцов", ставшее впоследствии первым монастырским уставом во Франции.

Леринское аббатство не единожды подвергалось нападениям. Так, в 732 году монастырь почти полностью уничтожили сарацины. В 1047 он попал во власть испанцев. Во времена Французской революции монастырь был куплен французской актрисой, которая превратила его в гостиный двор. Но сегодня монастырь, вновь отстроенный епископом Фрежюсом в девятнадцатом веке, величественно возвышается на острове и радушно распахивает двери туристам.

Помимо самого монастыря и часовен туристы могут посетить музей исторических манускриптов и клуатр (внутренний двор).

Аббатство Беллапаис

Аббатство находится в одноименной деревне, всего в нескольких милях от Кирении. Сегодня (в Турецкой Республике Северного Кипра) представляет собой полуразрушенное здание, но часть его построек сохранили прежний вид. Это строение - один из наиболее ярких примеров древней готической культуры на Кипре. Сохранилась и часть декоративных элементов. Так, туристы с удовольствием любуются старинной церковью, украшенной фресками, лестницами и колонами, сберегшими свой первозданный архитектурный стиль, рефекторием (монашеской столовой).

К сожалению, фактов об этом монастыре известно крайне мало. Его основали монахи-августинцы, прибывшие из Иерусалима. В 1198 году началось строительство обители святой Марии Горной. В XIII веке обитель была передана ордену продемонстрантов, которые, вероятно, и возвели церковь, сохранившуюся до наших дней. Так как монахи носили белые одежды, их неофициально называли "Белым аббатством".

Монастырь святого Галла

Аббатство это находится в Швейцарии, в самом сердце города Санкт-Галлена. Принадлежит к группе самых древних монастырей мира. В 612 году на месте монастыря святой Галл построил себя келью. Позже бенедиктинский аббат Отмар выстроил на месте маленькой кельи огромный монастырь, который очень быстро начал приносить доход городу за счет пожертвований зажиточных прихожан. До XVIII века он сохранял свой первозданный вид. Но в XVIII веке древний комплекс монастыря снесли, построив на его месте новую, еще более масштабную и величественную обитель в стиле барокко.

Особенно ценной на территории монастыря является библиотека. Она насчитывает около 160 000 средневековых рукописей. Здесь же хранится и план Святого Галла, представляющий собой идеализированную картину средневекового монастыря, написанную в далеком IX веке.

Аббатство Мария Лаах

В горах Айфель, что в Германии, на берегу Лаахского озера, раскинулся монастырь, небольшой, изящный и утонченный. Основанный в 1093 году знатными супругами, он до сих пор сохраняет свою архитектурную красоту. При строительстве этой обители были использованы несколько сортов камня, в результате чего интерьер монастыря отличается уникальными элементами декора.

Украшенный мозаикой с изображением растительного орнамента и германской мифологии, монастырь поражает своей изящной красотой. К западному крылу фасада пристроен закрытый сад, который окружен арочной галереей. Такие уютные уголки называются клуатрами и являются отличительной особенностью романских монастырей.

В настоящее время собор открыт для туристов, у которых он пользуется немалым спросом.

Заключение

Все вышеописанные аббатства - это уникальные и невероятно ценные для историков строения. Впрочем, туристы проявляют к ним еще больший интерес. Ведь это святые места, наполненные особой, божественной атмосферой.

Бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе.

К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и ие постройки.

Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются древние строения, и мы их обнаруживаем, то в основном археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется ранних романских форм. Монастырская архитектура пережила : монастырь Чертоза Павии и Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения.

Ранние бенедиктинские монастыри. Санкт Галлен. Аббатство Кассино, учрежденное в 529, - старейшее в Европе, ко оно неоднократно подвергалось разрушениям ( раз в 1944) и перестраивалось, так что от ранних построек не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая , сельскохозяйственные постройки, а клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным м) и трапезной, ( ), больница, дом. план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства все необходимое для жизни, избавляя тем самым от необходимости ить за огороженной территории.

Аббатства цистерцианцев. Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в устав, и в архитектуру аббатства. Фоссанова в Италии, в 1135, типичен для ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и капитула, с - кладбище. , сельскохозяйственные постройки и сады располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами.

Клерво. Ту же в расположении построек и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная замысла и строгая функциональность. Принято , что представители этого аскетического по духу ордена выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах запрещено , башенки, витражные и прочие излюбленные в ту эпоху украшения.

Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его план был изменен. собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела , выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220-1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала над северной ю трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494-1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей - сводчатых складских помещений с ми на втором этаже; они тянулись Скелл и продолжались на другом его . пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним - с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки ока сь над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял великолепное помещение размером 52?21 м, которое могло пышностью как с главными залами крупнейших феодальных , так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два образующих аркады , по столбов в каждом ряду, делили внутренний зала на три части.

Поздние бенедиктинские аббатства. Многие существующие в Англии были возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. с громадой самого храма в их комплекс ят клуатр, зал капитула, и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. бенедиктинских аббатств - знаменитые соборы в , Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере.

Вестминстер. Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания ( т.н. "шеве", сильно , с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. была пристроена еще и Генриха VII), так и в его устремленности ( неф - в Англии). аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 . Знаменитые капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена.

Клюни. Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, "шеве", нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой - кладбище для мирян. клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955-981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход . По концам трансепта и с входного портика были возведены не высокие башни. Третья по возведения, крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и "шеве" с радиально расходящимися капеллами в восточной части.

Картузианские аббатства. Картузианский орден, св. ок. 1084, основал свой монастырь во Франции, в Шартрёзе, пустынном и неприветливом месте от Гренобля. ордена предусматривал в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. ировка монастыря - единственная в своем роде. Постройки аббатства Шартрёз расположены мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; нее помещались клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся , спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое , и был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли размышлениям. имел за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы.

Прочие ордена. Доминиканцы, и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное их заключалось в том, что, проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.

Аббатство

или монастырь, сгруппированные вокруг церкви монастырские здания, в которых помещается монашеская община. Происхождение. Начиная со времен раннего христианства, прежде всего на территории Египта, верующие собирались вокруг места, где обитал человек, славившийся своей святостью, строили кельи рядом с его обителью и добровольно подчинялись установленным правила м жития. Постепенно такие общины верующих посвящали себя служению Богу. Уже в 6 в. в Италии возник первый монашеский орден - бенедиктинский, а к 8 в. его монастыри были учреждены по всей Западной Европе. К началу 12 в. многие аббатства располагали огромными богатствами и властью. Они управляли обширными землями и возводили величественные здания монастырских церквей и друг ие постройки. Развитие монастырской архитектуры. Монастыри собирали в черте своих стен все необходимое для существования общины, и аббатство становилось чем-то вроде укрепленного го рода, где имелись сады, мельницы, конюшни, мастерские и прочие служебные постройки, необходимые для натурального монастырского хозяйства. Поскольку в монастыре могли обитать как монахи, так и миряне, в архитектуре монастыря предусмотривалось их отделение друг от друга. По мере развития монастырской системы аббатства превратились в строго упорядоченные комплекс ы зданий, среди которых были монашеские кельи, больницы, трапезные, библиотеки, залы капитула (собрания членов монашеского ордена) и прочие вспомогательные постройки, расположенные вокруг клуатр а (внутренний двор, окруженный с четырех сторон галереями) и четко ориентированные в отношении церковного здания. Аббату полагались отдельные покои. Со всех сторон аббатство окружали принадлежавшие ему угодья. Конечно, такая композиция варьировалась в соответствии с индивидуальным уставом аббатства; аббатства разных орденов имели своеобразные черты в планировке и другие архитектурные особенно сти. Существует архитектура цистерцианского ордена, архитектура картузианцев; иезуитский орден обычно предпочитал использовать барочный стиль. Поскольку монастырские здания неоднократно перестраивались, в монастырях редко встречаются более древние строения, и если мы их обнаруживаем, то в основном благодаря археологическим изысканиям. Так, во многих английских аббатствах проглядывают черты готического стиля, а в аббатстве Фаунтейнз чувствуется присутствие ранних романских форм. Монастырская архитектура надолго пережила Средневековье: блистательный монастырь Чертоза близ Павии и колоссальный ансамбль Эскориала в полусотне километров от Мадрида были возведены в эпоху Возрождения. Ранние бенедиктинские монастыри. Санкт Галлен. Аббатство Монте Кассино, учрежденное в 529, - старейшее в Европе, одна ко оно неоднократно подвергалось разрушениям (последний раз в 1944) и сильно перестраивалось, так что от ранних построек почти не осталось следов. Выполненный ок. 820 и сохранившийся в рукописи план аббатства Санкт Галлен в Швейцарии дает обширную информацию о характере бенедиктинской архитектуры. На нем видна типичная церковь с т.н. двусторонней ориентацией (главной западной апсиде противостоит восточная контрапсида на противоположном конце здания), окруженная строго упорядоченными строениями, среди которых были мастерские, мельницы, обжиговая печь, сельскохозяйственные постройки, кладбище, кухня, пекарня, пивоварня, а также клуатр с привычно соседствующими дормиторием (спальным помещение м) и трапезной, скрипторий (мастерская писцов), больница, школа, странноприимный дом. Этот план следовал бенедиктинскому правилу, в соответствии с которым комплекс аббатства должен включать все необходимое для жизни, избавляя тем самым монахов от необходимости выход ить за пределы огороженной территории. Аббатства цистерцианцев. Фоссанова. Цистерцианцы, обособившаяся ветвь бенедиктинского ордена, внесли идею простоты и в свой монастырский устав, и в архитектуру аббатства. Монастырь Фоссанова в Италии, основанный в 1135, типичен для этого ордена. Лаконичная по формам готическая церковь, крестообразная в плане, имеет прямоугольное завершение алтарной части; с одной стороны к ней примыкает клуатр с трапезной и залом капитула, с другой - кладбище. Больница, гостиница, сельскохозяйственные постройки и сады свободно располагаются на территории, окруженной монастырскими стенами. Клерво. Ту же непринужденность в расположении построек можно заметить и в ансамбле большого цистерцианского аббатства Клерво во Франции (основано ок. 1115). Для архитектурных форм Клерво характерна разумная простота замысла и строгая функциональность. Принято считать, что представители этого аскетического по духу ордена специально выбирали для своих монастырей труднодоступные или неприветливые места. В цистерцианских аббатствах было запрещено строить башни, башенки, применять витражные окна и прочие излюбленные в ту эпоху украшения. Фаунтейнз. Монастырь цистерцианцев на реке Скелл в Англии, основан ок. 1132. Его простой план был впоследствии изменен. Подобно собору в Дареме, просторная монастырская церковь в Фаунтейнз имела восточный трансепт, выстроенный аббатом Джоном Кентским в 1220-1227. Еще одним отступлением от цистерцианского принципа простоты стала башня над северной часть ю трансепта, построенная аббатом Хьюби в 1494-1526. К западной стороне клуатра примыкал ряд т.н. галерей - сводчатых складских помещений с келья ми на втором этаже; они тянулись через Скелл и продолжались на другом его берегу. Трапезная была пристроена к клуатру с юга, а зал капитула с монашескими кельями над ним - с востока. Дом аббата, одна из крупнейших резиденций такого рода в Англии, находился в восточном углу участка, где большая часть постройки ока зала сь над рекой и была поставлена на арочные конструкции. Зал приемов представлял собой великолепное помещение размером 52?21 м, которое могло поспорить пышностью как с главными залами крупнейших феодальных замков, так и с залом королевского Вестминстерского дворца в Лондоне. Два ряда образующих аркады столбов, по девять столбов в каждом ряду, делили внутренний объем зала на три части. Поздние бенедиктинские аббатства. Многие ныне существующие в Англии соборы были когда-то возведены при монастырях, секуляризованных в ходе реформ Генриха VIII. Именно поэтому наряду с громадой самого храма в их комплекс вход ят клуатр, зал капитула, библиотека и прочие монастырские строения, впоследствии приспособленные к новым потребностям. Среди бывших бенедиктинских аббатств - знаменитые соборы в Кентербери, Честере, Дареме, Или, Глостере, Норидже, Питерборо, Рочестере, Уинчестере и Вустере. Вестминстер. Вестминстерское аббатство, также обязанное своим появлением бенедиктинцам, было основано св. Дунстаном в 10 в. Черты французской архитектуры обнаруживаются как в планировке здания (наличие т.н. "шеве", сильно развитой, с гирляндой апсид, восточной части собора вокруг алтаря, а в начале 16 в. здесь была пристроена еще и капелла Генриха VII), так и в его устремленности вверх (средний неф - самый высокий в Англии). Хотя аббатство оказалось в центре современного Лондона, уцелели и клуатры, и трапезная, и зал капитула, и погреба. Сооружение сохраняет следы всех строительных периодов начиная с норманнского и кончая реставрационными работами, которые осуществил в 1892 Гилберт Скотт. Знаменитые своды капеллы Генриха VII с подвесными элементами уже никак не связаны с архитектурой бенедиктинского ордена. Клюни. Аббатство Клюни на востоке Франции было особенно значительным центром бенедиктинского ордена. Основанное в 910, оно долгое время являлось крупнейшим монастырем в Европе. Монастырь был разрушен в ходе гонений на бенедиктинский орден в 1790. Около 1040 комплекс монастыря включал простую трехнефную церковь с трансептом, "шеве", нартексом и атрием. С одной стороны к церкви примыкал клуатр, с другой - кладбище для мирян. Вокруг клуатра размещались погреба, кухня, трапезная, а также зал капитула и сводчатое помещение, над которыми находились монашеские кельи. Кельи послушников, баня, пекарня, больница и всевозможные ремесленные мастерские располагались вокруг других дворов. Весь монастырский комплекс был окружен стенами, а вход укреплен воротами, по обе стороны от которых находились конюшни и странноприимный дом. Вторая монастырская церковь (ок. 955-981) была выстроена в формах местного романского стиля, с массивной, квадратной в плане башней у средокрестья. Оба помещения ризницы имели выход наружу. По концам трансепта и с боков входного портика были возведены не столь высокие башни. Третья по времени возведения, наиболее крупная церквь Клюни представляла собой великолепную пятинефную постройку с удвоенным трансептом и "шеве" с пятью радиально расходящимися капеллами в восточной части. Картузианские аббатства. Картузианский орден, учрежденный св. Бруно ок. 1084, основал свой главный монастырь во Франции, в Шартрёзе, пустынном и неприветливом месте неподалеку от Гренобля. Устав ордена предусматривал жизнь в одиночестве и молчании, поэтому каждому монаху полагалась отдельная келья. План ировка монастыря - единственная в своем роде. Постройки аббатства Гранд Шартрёз расположены внутри мощных, усиленных по углам сторожевыми башнями стен, почти совершенно симметрично. По оси комплекса располагалась церковь, окруженная обычными монастырскими строениями; позади нее помещались обособленный обширный клуатр и кладбище, окруженные по периметру кельями. Дом настоятеля, гостиница, риги и амбары, пекарня и мастерские находились перед церковью на внешнем дворе или рядом с воротами. Каждая келья состояла из трех небольших помещений: комнаты для дневного пребывания, отапливавшейся зимой, спальни с кроватью, скамьей, столом, книжными полками и кладовой. К каждой келье примыкал небольшой сад, возделываемый ее обитателем. Еда передавалась через маленькое окошко, и добровольный узник был во всех отношениях защищен от шума и прочих вещей, которые могли помешать размышлениям. Настоятель имел возможность наблюдать за садиками, оставаясь невидимым для монахов. Эти основные принципы монастырского устройства неукоснительно соблюдалась в картузианских учреждениях Западной Европы. Прочие ордена. Доминиканцы, францисканцы, кармелиты и иные ордена также выработали собственные уставные правила. Принципиальное отличие их заключалось в том, что, будучи проповедническими, эти ордена нуждались в более крупных церквах.

Раздел очень прост в использовании. В предложенное поле достаточно ввести нужное слово, и мы вам выдадим список его значений. Хочется отметить, что наш сайт предоставляет данные из разных источников – энциклопедического, толкового, словообразовательного словарей. Также здесь можно познакомиться с примерами употребления введенного вами слова.

Значение слова аббатство

аббатство в словаре кроссвордиста

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

аббатство

аббатства, ср. Католический монастырь с принадлежащими ему владениями; ср. аббат.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

аббатство

А, ср. Католический монастырь.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

аббатство

    Католический монастырь с принадлежащими ему владениями.

    Пребывание в сане аббата.

Аббатство

католический монастырь, управляемый аббатом или аббатисой (в женском монастыре), подчиняющийся епископу, иногда непосредственно римскому папе. Наиболее крупные и богатые монастыри, владевшие значительными землями, нередко играли в феодальной Западной Европе важную религиозную, политическую и экономическую роль (аббатства Клюни, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Фульда, Монтекассино и др.). В период Реформации и особенно в ходе буржуазных революций былое значение А. в общественной жизни европейских стран было подорвано. Многие А. были ликвидированы, но некоторые продолжают существовать и ныне.

Википедия

Аббатство (объединение писателей)

Абба́тство - объединение писателей в начале XX века во Франции.

История «Аббатства» начинается осенью 1906 , когда несколько начинающих писателей и художников (Рене Аркос, П. Ж. Жув, Жорж Дюамель, Альбер Глез, Анри Мартен, Шарль Вильдрак) уединились в одном из заброшенных уголков Парижа, в помещении упразднённого аббатства. Так возникло «Аббатство».

Участники содружества устроили собственную типографию и работали в ней (первыми были напечатаны - «Tragédie des espaces» Р. Аркоса, «Des légendes, des batailles» Ж. Дюамеля). Предполагалось, что типография обеспечит существование членов содружества. Со временем состав «Аббатства» пополнился новыми людьми: Жюль Ромен пришёл сюда с рукописью своей знаменитой книги «La vie unanime» и др.

«Аббатство» просуществовало около двух лет и распалось из-за жестоких материальных лишений, с которыми пришлось встретиться молодым поэтам . «Аббатство» не было какой-либо определённой литературной школой; сами участники содружества заявляли об этом; но совершенно бесспорно, что писателей, которых объединило на короткое время «Аббатство», связывали нити социально-психологического родства; недаром, когда в стихах Жюля Ромена отчётливо, с впечатляющей яркостью была сформулирована идеология беспочвенного, затерявшегося в недрах большого города, деклассированного одиночки, книга «La vie unanime» сразу стала знаменем людей, встретившихся в «Аббатстве».

Творчество крупнейших поэтов, связанных с «Аббатством», - Дюамеля, Ромена, Аркоса, Вильдрака, Шеневьера - имеет много общих черт: всех их сближает необычайно лёгкая ранимость их сознаний; это очень хрупкие, не умеющие сопротивляться индивидуальности. Очень нежная, тончайшая лирика поэтов «Аббатства», беспочвенных людей, окрашена смутной неудовлетворённостью, которую нельзя даже назвать пессимизмом; она для этого слишком расплывчата.

Ощутима идеологическая связь поэтов «Аббатства» с Р. Ролланом. Существует мнение, что поэтическая идеология «Аббатства» была только наивным и кустарным развитием ролландизма.

Аббатство

Абба́тство - католический монастырь , принадлежащий какому-либо монашескому ордену, управляемый аббатом или аббатисой, подчиняющийся епископу, а иногда непосредственно римскому папе. Некоторые аббатства, не попадающие под юрисдикцию местного епископа, вместе со своей территорией и духовенством образуют удельные или территориальные аббатства.

Первое католическое аббатство - бенедиктинское - возникло в VI веке в Монте-Кассино (Италия). Название «аббатство» встречается в западноеропейской церковной традиции с VIII века.

Большинство аббатств принадлежит ордену бенедиктинцев (и происходяших от этого ордена клюнийцев, цистерцианцев и др.). Наиболее известные аббатства - Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Мон-Сен-Мишель, Монтекассино, Сен-Виктор, Сен-Дени, Пор-Руаяль, Санкт-Галлен, Сито, Фульда. В Священной Римской империи наиболее могущественные аббатства имели статус имперских.

Крупные и богатые монастыри в феодальной Западной Европе нередко пользовались большим влиянием и авторитетом в обществе, играли важную экономическую роль, оказывали существенное влияние на религиозную и светскую политику. Основателями и покровителями аббатств обычно являлись императоры, короли, состоятельные знатные люди или местные епископы. В период Григорианских реформ (середина XI - начало XII века) аббатства обрели независимость от светской власти, перейдя под опеку папства. В Средние века аббатства являлись главными очагами западноевропейской культуры, в которых сохранялись и переписывались древние рукописи, велись хроники, осуществлялось обучение. Именно в аббатствах тогда находились крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории.

Аббатства оказали влияние на развитие европейской архитектуры: первые образцы романского стиля появились в аббатстве Клюни, а готического - в аббатстве Сен-Дени. С IX века аббатства устраивались, согласно бенедиктинскому уставу, вокруг клуатра; характерный пример - план аббатства Санкт-Галлен (820-е годы). Клуатр окружали церковные здания, трапезная, зал капитула, спальный корпус; у картезианцев спальный корпус заменялся рядами келий. Изредка план аббатства мог существенно меняться - как в случае возведенного на маленьком острове аббатства Мон-Сен-Мишель. В состав аббатства входили также библиотека и скрипторий, хозяйственные корпуса, лечебница. В ансамблях цистерцианских аббатств важную роль играли умывальни (как, например, в аббатстве Клерво в Бургундии).

В XVI-XVII веках аббатства постепенно утратили своё влияние на общественную жизнь европейских стран. Многие аббатства были ликвидированы, но некоторые продолжают существовать и ныне.

Католический «Кодекс канонического права» (1983) приравнял аббатства к монастырям.

Примеры употребления слова аббатство в литературе.

Она была рассказана мне моей предшественницей - так поступала каждая аббатиса накануне вступления в должность ее преемницы на протяжении всех лет, пока стоит это аббатство .

Это и есть история аббатства Монглан, - сказала аббатиса, завершая свое повествование.

В своих письмах ко мне, - перебил Давид, - аббатиса поясняла, что она получила предписание из Папской области, в котором говорилось, что аббатство должно быть закрыто.

Презрительно равнодушных дворян Вайнабога не интересовало где он находится, и на следующее утро Алак отправился в аббатство Гриммок.

Дурак не смог бы управлять аббатством , Алак отдал должное уму Гулманана.

Прибыв к ним, Августин нашел тут семь епископств и архиепископство во главе с благочестивейшими владыками, а также многочисленные аббатства , в которых стадо Господне блюло праведность и благолепие.

Добравшись до бенедиктинского аббатства возле Манресы, он последовал примеру бесподобного героя средневекового рыцарского романа Амадису Галльскому, оставшись во всенощном бдении перед алтарем Непорочной Девы.

Монахи в обители и по сей день возносят молитвы за выздоровление знатной благодетельницы аббатства .

С того апрельского утра, когда гонец постучался в двери маленького дома, в аббатство не приходило никаких известий об их благодетельнице и трех ее дочерях.

Кроме того, аббатству были предоставлены важные привилегии, в том числе исключительное право топить общественную печь для выпекания хлеба и позволения ловить сетями рыбу в Марне.

Имея на руках свои собственные наличные средства и приданое жены, а всего две тысячи луидоров, Гранде отправился в главный город округа, где благодаря взятке в двести дублонов, предложенной его тестем суровому республиканцу, заведовавшему продажей национальных имуществ, он за бесценок приобрел, если и не вполне законно, то законным порядком, лучшие в округе виноградники, старое аббатство и несколько ферм.

Клуб в Кеннаквайре стал весьма изысканным с тех пор, как Каталани посетила аббатство .

Или козни какого-нибудь недобитого дольчинианина, до сих пор орудующего в аббатстве .

Мазарини носился от одного воинства к другому, возвращался с донесениями в аббатство к отцу Иммануилу, снова скакал на коне, чтобы передать контрпредложения и тем и этим.

католич. монастырь под управлением настоятеля - аббата (или аббатисы). Аббатства являлись наиболее крупными и богатыми монастырями (Сен-Дени, Клюни, Сен-Галлен, Сент-Олбанс, Монтекассино, Клерво, Фульда и др.); они подчинялись епископу, а иногда непосредственно папе римскому. Аббатства владели обширными землями, являлись феод, сеньориями. Имели значительное полит, и экономич. влияние.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Аббатство

лат. abbatia) - монастырь, находящийся под управлением аббата или аббатисы.

Первые А. возникли в VI–VII вв., хотя сам термин А. более позднего происхождения (IX в.). Покровителями, а иногда и основателями А. были короли, а затем императоры, представители знати и местные епископы. В результате Григорианской реформы А. получили б?льшую самостоятельность от светских властей и в значительной степени перешли под покровительство Апост. Престола. Отдельные А. становились для окрестных жителей центрами дух. руководства и иногда превращались в самостоятельные церк. территории: abbatia nullius (в наст. время они называются территориальными А. - abbatia territorialis). А. сыграли огромную роль в развитии европ. цивилизации. В раннем Средневековье они являлись хранителями культуры, в А. существовали крупнейшие в Европе библиотеки и скриптории. Значительна роль А. в развитии сельского хозяйства и производства (Технологическая революция).

Несомненна заслуга А. в развитии архитектуры. В А. возникали новые архитектурные формы и стили (так, в А. Клюни появились первые образцы остроконечных арок), формировались характерные архитектурные элементы, напр. внутр. дворик монастыря, окруженный портиками. Кроме того, А. оказали существенное влияние на развитие принципов градостроительства. В Средние века городская архитектура отличалась хаотичностью, недостатком единства замысла и исполнения, поскольку проекты осуществлялись разными людьми на протяжении длительного времени; напротив, архитектура А. характеризовалась наличием плана и концепции, рациональным решением, основанным на четкой планиметрии.

Наиболее известные древние А.: Боббио, Гроттаферрата, Клерво, Клюни, Корби, Монте-Кассино, Райхенау, Санкт-Галлен, Сен-Виктор, Сен-Дени, Сен-Мишель, Сито, Фульда и др.

В ККП 1983 А. приравнено к монастырю.

Лит-ра: Blum K. Abbatia: Geschichte der kirchlichen Rechtsprache. Stuttgart, 1914; Laughlin T.M. Le trПs ancien droit monastique de l’Occident. LiПge, 1935; Aubert M. L’architecture cistercienne. P., 1943; Hofmeister P. Gefreite Abtereren und PrКlaturen // Zeitschrift der Savigny: Stiftung fЯr Rechtsgeschichte. Kanonistische Abteilung 81 (1964), 127–248; GrОgorie R. et al. Die Kultur der KlЪster. Salzburg, 1985; Glanz und Ende der alten KlЪster. MЯ., 1991.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Похожие статьи