Эссе по социологии. Эссе на тему: "Как я понимаю социологию

Темы для эссе

Философия

1.«Иногда для того, чтобы стать бессмертным, надо заплатить ценою целой жизни» (Ф.Ницше).

2.«Ученье без размышления есть потеря времени, размышление без учения опасно» (Конфуций).

3.«Учитель прикасается к вечности: никто не может сказать, где кончается его влияние» (Г. Адаме).

4. «Гений - это способность к бесконечному труду» (Т. Г. Гексли).

5. «Опасность не в том, что компьютер однажды начнёт мыслить, как человек, а в том, что человек начнёт мыслить, как компьютер» (С. Д. Харрис).

6. «Свобода сопряжена с ответственностью. Поэтому-то многие и боятся её» (Б. Шоу).

7. «Человек имеет свободу выбора, в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны» (Ф. Аквинский).

8. «Человек вне общества - либо Бог, либо зверь»(Аристотель).

9. «Общество - свод камней, который обрушился бы, если бы один не поддержал другого» (Сенека).

10. «Будьте внимательны к своим мыслям - они начало поступков» (Лао-Цзы).

11. «Наука - это истина, помноженная на сомнение» (П. Валери).

12. «Деятельность - единственный путь к знанию» (Б. Шоу).

13. «Создаёт человека природа, но развивает и образует его общество» (В. Белинский).

14. «Всякое познание берёт начало от разума и исходит от чувств» (Ф. Патрици).

15.«Человек - не вещь, а живое существо, которое можно понять только в длительном процессе развития. В любой миг своей жизни он ещё не является тем, чем может стать и чем он, возможно, ещё станет» (Э. Фромм).

16. «Говорят, мир возник из хаоса. Мы должны позаботиться, чтобы он не кончил тем, с чего начал» (В. Жемчужников).

17. «Чтобы глаза были красивые - они должны излучать добро, а чтобы губы были красивыми - говорите добрые слова» (О. Хепбёрн).

18. «Прогресс- отец проблем» (Честертон).

19. «Прогресс - стремление к возведению человека в человеческий сан» (Н.Г. Чернышевский).

20. «Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила» (Ф. Бэкон).

Социальная психология

29. «Воспитание и наставления начинаются с самых первых лет существования и продолжаются до конца жизни» (Платон).

22. «Куда полезнее изучать не книги, а людей» (Ларошфуко).

23. «Люди, как облака. По отдельности интересны и загадочны, а соберутся в тучу - жди грозы!» (С. Балакин).

24. «Вам не удастся никогда создать мудрецов, если будете убивать в детях шалунов» (Ж. Ж. Руссо).

25. «Вопрос воспитания для современных обществ - вопрос жизни и смерти, вопрос, от которого зависит будущее» (Э. Ренан).

26. «Нет более ничтожного, глупого, презренного, жалкого, себялюбивого, злопамятного, завистливого и неблагодарного животного, чем Толпа» (У. Хэзлитт).

27. «Когда отдельные люди образуют массу, то достоинство каждого из них в отдельности гибнет под ногами толпы» (В. Швебель).

28. «Всё великое в мире совершалось только благодаря гению и твердости одного человека, оорющегося против предрассудков» (Вольтер).

«Гораздо легче узнать человека вообще, чем какого-либо человека в частности» (Ф.Ларошфуко).

30. «Вино губит телесное здоровье людей, губит умственные силы, способности, губит благосостояние семей и, что всего ужаснее, губит души людей и их потомство» (А.Н.Толстой).

31. «Алкоголизм даёт больше опустошения, чем три исторических бича вместе взятых: голод, чума и война» (У. Гладстон).

32. «Индивидом рождаются, личностью становятся, индивидуальность - отстаивают» (А.Г. Асмолов).

33. «Личность человека ни в каком смысле не является предшествующей по отношению к его деятельности, как и его сознание, она ею порождается» (А.Н. Леонтьев).

34. «Люди существуют друг для друга» (Марк Аврелий).

35.«Сколько языков ты знаешь - столько раз ты человек» (народная пословица).

36. «Подлинное национальное самосознание может быть лишь творческим, оно обращено вперёд, а не назад» (Н. Бердяев).

37. «Нация - это общество людей, которые через единую судьбу обретают единый характер» (О. Пауэр).

38.«Любовь к Родине начинается с семьи» (Ф. Бэкон).

39.«Большинство голосов не есть неопровержимое свидетельство в пользу истин, нелегко поддающихся открытию, по той причине, что на такие истины на-толкнётся скорее отдельный человек, чем целый народ» (Р. Декарт).

40.«Гений, дух, характер народа проявляются в его пословицах» (Ф. Бэкон).

Экономика

41. «Научи попугая произносить «спрос» и «предложение» - и перед вами - экономист» (неизвестный автор).

42. «О чём нельзя забывать, так это о простой истине: всё, что правительство даёт, оно сначала забрало» (Дж. С. Колеман).

43. «Сомнение вызывает не сама возможность планирования, но возможность успешного планирования» (неизвестный автор).

44. «Способность учиться быстрее своих конкурентов является единственным надёжным источником превосходства над ними» (А. де Гиус).

45. «Нажить много денег - храбрость; сохранить - мудрость, а умело расходовать - искусство» (А. Бертольд).

46. «Торговля не разорила ещё ни одного народа» (Б. Франклин).

47. «Бизнес - искусство извлекать деньги из кармана другого человека, не прибегая к насилию» (М. Амстердам).

48. «Богатство не в обладании сокровищами, а в умении ими пользоваться» (Наполеон).

49. «Деньги как навоз: если их не разбрасывать, от них не будет толку» (Ф. Хайек).

50. «Умеренность:- это богатство бедняков, алчность - это бедность богачей» (П. Сир).

51. «Даже самый щедрый человек старается заплатить подешевле за то, что покупается ежедневно» (Б. Шоу).

52.«Не искусству приобретать следует учиться, а искусству расходовать» (Ж. Дроз).

53. «Выработка бюджета есть искусство равномерного распределения разочарования» (М. Стинс).

54. «Менее всего экономика может создать нового человека. Экономика относится к средствам, а не к целям жизни» (Н. Бердяев).

55. «Экономика есть искусство удовлетворять без-граничные потребности при помощи ограниченных ресурсов» (Л. Питер).

56. «Если деньги не служат тебе, они станут господствовать над тобой» (Ф. Бэкон).

57. «Главная цель капитала - не добыть как можно больше денег, а добиться того, чтобы деньги вели к улучшению жизни» (Г. Форд).

58.«Бесплатных завтраков не бывает» (Б. Крейн).

59. «Всё преимущество иметь деньги заключается в возможности ими пользоваться» (В. Франклин).

60.«Налоги - это деньги, взимаемые властью с части общества в интересах целого» (С. Джонсон).

Социология

61. «Нация - совокупность людей, разных по характерам, вкусам и взглядам, но связанных между собой прочными, глубокими и всеобъемлющими духовными узами» (Д. Джебран).

62. «Блестящее образование без морали - это угроза существованию общества» (Эйзенхауэр).

63. «Нации - это богатство человечества, это обобщённые личности его: самая малая из них несёт особые краски» (А. Солженицын).

64. «При согласии и малые дела вырастают в большие, при разногласии и большие распадаются» (Саллюстий).

65. «Самый мудрый человек тот, кого больше всего раздражает потеря времени» (Данте).

66. «Чем ярче проявляет себя индивидуальность. тем больше стремится она к единению со всем сущим» (Р. Тагор).

67. «Для других мы создаём правила, для себя исключения» (Ш. Лемель).

68. «Займите место и положение, подобающее вам, и все признают это» (Р. Эмерсон).

69. «Нация не нуждается в жестокости, чтобы быть стойкой» (Ф. Рузвельт).

70. «Я слишком горжусь своей страной, чтобы быть националистом» (Ж. Вольфром).

71. «Соглашения предотвращают конфликты» (X. Маккей).

72.«Семья более священна, чем государство» (Пий XI).

73. «Общество без расслоения с реальным равенством всех его членов - миф, так никогда и не ставший реальностью за всю историю человечества» (П. Сорокин).

74. «Величие народа вовсе не исчисляется его численностью, как величие человека не измеряется его ростом» (В. Гюго).

75. «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее» (Н. Гоголь).

76. «Богатые вредны не тем, что они богаты, а тем, что заставляют бедных чувствовать свою бедность» (В. Ключевский).

77. «Кто умеет справиться с конфликтами путём их признания, берёт под свой контроль нити истории» (Р. Дарендорф).

78.«Каждый день мы сдаём экзамены на человечность» (неизвестный автор).

79. «Время - драгоценный подарок, данный нам, чтобы в нём стать умнее, лучше, зрелее и совершеннее» (Т. Манн).

80. «Книги - это переплетённые люди» (А.С. Макаренко).

Политология

81. «Истина далеко не всегда принадлежит большинству. Но меньшинству она принадлежит ещё реже» (С. Довлатов).

82. «Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования. Там, где властвуют невеликие мудрецы, народ бывает привязан к ним и хвалит их. Там, где властвуют ещё меньшие мудрецы, народ боится их, а там, где ещё меньшие, народ их презирает» (Лао-Цзы).

83. «- Я не занимаюсь политикой». - А знаете, это всё равно, что сказать: «Не занимаюсь жизнью» (К. Ренар).

84. «Монархия погибает, когда государь сводит государство к своей столице, столицу - к своему двору, а двор - к своей особе» (Ш. Монтескьё).

85. «Даже когда приходит к власти истинный правитель, человечность может утвердиться лишь через поколение» (Конфуций).

86. «Сердце государственного человека должно тоже быть у него в голове» (Наполеон) 87.«Все мы народ, и правительство»(Бисмарк).

88. «Никогда столько не лгут, как во время войны, после охоты и до выборов» (Бисмарк).

С9.89.«Войны выигрывают не генералы, войны выигрывают школьные учителя и приходские священники» (Бисмарк).

90. «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать» (У. Черчилль).

91.«Революции - варварский способ прогресса» (Ж. Жорес).

92. «Политика требует от людей, занимающихся ею, большой гибкости ума: она не знает неизменных, раз и навсегда данных правил...» (В. Ключевский).

93.«Политика должна быть не более и не менее как прикладной историей» (В. Ключевский).

94.«Хорошая политика не отличается от хорошей морали» (Г. Мабли).

95. «Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).

96. «Не будет свободы в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной» (Ш. Монтескьё).

97.«Мораль без политики бесполезна, политика без морали бесславна» (А. Сумароков).

98. «Власть развращает, абсолютная власть развращает абсолютно» (Дж. Актон).

99. «Демократия - плохая форма правления, однако ничего лучшего человечество не придумало» (У. Черчилль).

100. «Лишь сильное государство обеспечивает свободу своим гражданам» (Ж.Ж. Руссо).

Правоведение

103. «Все так делают» (Л. Толстой).

104. «Законы обязаны своей силой нравам» (К. Гельвеций).

105. «Некоторые неписаные законы твёрже всех писаных» (Сенека).

106. «Сущность права состоит в равновесии двух нравственных интересов: личной свободы и общего блага» (В. Соловьёв).

107. «Мы должны стать рабами законов, чтобы стать свободными» (Цицерон).

108. «Страна, лишённая законов и свободы, не царство, но тюрьма; в ней пленники - народы» (Ф. Глинка).

109. Когда множатся законы и указы, растут разбои и грабежи» (Лао-Цзы).

110.«Жесткость законов препятствует их соблюдению» (Бисмарк).

111.«Истинное равенство граждан состоит в том, чтобы все они одинаково были подчинены законам» (Д"Аламбер).

112. «Кто пользуется своим правом, тот не нарушает ничьего права» (принцип римского права).

113. «Самое большое преступление - безнаказанность» (Б. Шоу).

114. «Справедливость без силы бесполезна, сила без справедливости деспотична» (латинское изречение).

115. «Чтобы быть свободным, нужно подчиняться законам» (античный афоризм).

116. «Свобода есть право делать всё, что дозволено законом» (Ш. Монтескьё).

117. «Свобода состоит в том, чтобы зависеть только от законов» (Вольтер).

118.«Не всё, что разрешает закон, позволяет совесть» (Платон).

119. «Моя слава не в том, что я выиграл сорок сражений... То, что никогда не будет забыто, будет жить вечно, это - мой Гражданский кодекс» (Наполеон).

120.«Самый заклятый враг права - привилегия» (М. Эбнер).

Работа, в жизни человека, занимает большую часть времени, и именно поэтому немало важно найти то, что действительно будет по душе, найти именно то дело, на которое будешь идти с удовольствием. Долго размышляя над этим, я остановилась из многообразия вариантов именно на социологии. Спросите почему? Ответ довольно-таки прост. Я считаю, что в нашем непрерывно меняющемся мире, надо уметь отслеживать перемены общества и вовремя анализировать их. Более того, мне бы хотелось быть социальнозначимым человеком. А главное - помогать людям!

Так что же такое социология? Сам термин, веденный основоположником новой науки О. Контом, сконструирован из слов двух разных языков: латинского - socium, societas (общество) и греческого - logos (изучение). Он отражает основной замысел Конта: социология - это изучение общества. Но дав такое определение, это как ничего не сказать. Ведь изучением общества занимаются и другие науки: история, экономика и т.п. Более того, общество в разных его аспектах изучалось задолго до появления этого термина, достаточно вспомнить мыслителей Древней Греции, Древнего Рима, непосредственных предшественников О. Конта - философов эпохи Просвещения и др. Так что для понимания сути науки социология важно точно определить предмет ее изучения. На протяжении полутора веков существовало и существует много различных определений социологии, и все они зависят от того, что именно выдвигалось в качестве предмета социологии на том или ином этапе общественного развития. В одном из современных определений Н. Смелзера нам хорошо показано главное отличие социологии от предшествующих учений об обществе: «Социология - это научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа».

Социолог для меня - это не просто моя будущая профессия, она как большая часть меня, источник, который побуждает меня к каким-либо действиям. Я никогда не стою на месте, мне всегда хочется развиваться, в этом мне помогает социология! Как я писала выше, социология тесно переплетается с историей, экономикой, а так же со статистикой и математикой. Меня всегда привлекали эти науки, и я никогда не боялась их насколько сложными они бы не были. Это способ узнавать для меня много нового о мире.

Социолог для меня - это любознательный и очень ответственный человек, так как перед ним стоят всегда довольно-таки непростые задачи. В отличие от точных наук, в социологии нет точных формул, по которым, при незнании, можно решить ту или иную поставленную задачу. Тут же придется долго искать опору, на которой стоит социальный мир. И не всегда ее так легко найти.

Знание основ устройства общества, просвещенность во всех его отдельных сферах жизни и исследование перспектив дальнейшего развития - вот главные цели, которые я ставлю перед собой, выбирая данное направление.

Примерные темы для эссе по «Социологии»

  1. Становление социологии как научной дисциплины.

  2. Исторические судьбы и особенности становления отечественной социологии.

  1. Классическая теория эволюционизма и общественного прогресса Г. Спенсера.

  2. М. Вебер – основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия.

  3. Понятия и принципы социологии Э. Дюркгейма.

  4. Концепция социального действия В. Парето.

  5. К.Маркс. Особенности социологии марксизма.

  6. Социологические школы и направления социологии в России (П. Сорокин, П. Лавров, Н.Я. Данилевский).

  7. Чикагская школа социологии.

  8. Концепция социальной реальности в феноменологической социологии.

  9. Социальная интеракция. Теории Э.Гофмана, Дж. Мида.

  10. Формальная социология Г. Зиммеля. Основные идеи, представления в его труде «Философия денег».

  11. Э. Гидденс: современный тип социологического теоретизирования.

  12. Н.К. Михайловский: субъективная социология.

  13. М.М.Ковалевский: многофакторный подход к анализу общества.

  14. И.Гоффман: представление себя другим.

  15. Концепция гиперреальности Ж.Бодрийара.

  16. Новая научная картина мира и изменение методологических оснований современной социологии.

  17. Типы исследовательских программ современной социологии: «количественная» и «качественная» социология.

  18. Общество как социальная система.

  19. Традиционное и современное общество.

  20. «Конец индустриального общества». Постсовременное общество.

  21. Существует ли информационное общество?

  22. Институциональная трансформация постсоветского общества

  23. Структура и функции социальных институтов. Р. Мертон.

  24. Основные тенденции развития образования как социального института.

  25. Семья как социальный институт. Структура и функции современной семьи.

  26. Сущность и механизмы институциональной трансформации современной России.

  27. Политика либерализации в современной России и ее последствия.

  28. Институциональный кризис: причины и пути выхода.

  29. Латентные функции демократических и рыночных институтов в России.

  30. Система социальной стратификации современной России.

  31. Социальная структура современного российского общества.

  32. Структура новой российской элиты. Борьба за легитимацию.

  33. Изменение социального статуса интеллигенции.

  34. Российский средний класс.

  35. Бедность и богатство как социальные категории.

  36. Территориально-отраслевые аспекты социального неравенства.

  37. Гендерный аспект социального неравенства современной России.

  38. Стратегии восходящей социальной мобильности.

  39. Социальные группы и общности. Квазигруппы.

  40. Этнос как объект и субъект политики.

  41. Постсоветское пространство: этнополитические проблемы.

  42. Актуализация русского национального самосознания.

  43. Коммуникации в группах. Лидерство.

  44. Конфликт как форма социального взаимодействия.

  45. Самоубийство как социальная проблема.

  46. Личность как продукт и субъект общественных отношений.

  47. Специфика природного и социального в человеке.

  48. Взаимодействие личности и общества.

  49. Г.Маркузе. Одномерный человек.

  50. Т.Адорно. Авторитарная личность.

  51. «Советский простой человек».

  52. Возрождение «человека экономического».

  53. Социализация личности в обществе.

  54. Отклоняющееся (девиантное) поведение.

  55. Динамика идентификации россиян.

  56. Социология города.

  57. Урбанизация населения. Особенности развития городов на территории России.

  58. Социальные проблемы города.

  59. Город и окружающая среда.

  60. Социальное расслоение и социальное неравенство.

  61. Современный российский социум.

  62. Сущность процесса социальных преобразований в современной России.

  63. Теория и практика российских реформ в контексте неолиберальной глобализации.

  64. Управление как способ решения социальных проблем.

  65. Динамика ценностей россиян.

  66. Социально-экономическая и культурная дезинтеграция российского общества.

  67. Социальная обусловленность кризисных явлений в духовной сфере.

  68. Проблема цивилизационной идентичности России.

  69. Эффективные стратегии будущего для России.

  70. Глобальные проблемы современности.

  71. Социальные и культурные риски глобализации.

  72. Идентичность в глобализующемся мире.

  73. Религиозный фундаментализм как форма протеста против процесса глобализации.

  74. Поиски альтернативных культурных и идеологических оснований глобализации.

  75. Россия в контексте глобализации.

  76. Глобализация: прошлое или будущее?

  77. С. Хантингтон. Столкновение цивилизаций.

  78. И. Валлерстайн. Теория мир-системы.

  79. Дж. Ритцер. Теория «макдональдизации».

  80. В.И. Вернадский. Идея ноосферной цивилизации.

  81. «Общество риска» У. Бек.

  82. Антиглобализм: теория и практика.

  83. Кризис мировой системы и альтернативы глобального развития.

  84. Общественное мнение в условиях формирования информационного общества в России.

  85. Дихотомия «элитарное-массовое» в современной культуре.

  86. Массовая культура: за и против.

  87. Этнические стереотипы как элемент культуры.

  88. Мультикультурализм и транскультурализм.

  89. Средства массовой информации в контексте культуры.

  90. Виртуальные миры и социокультурная реальность новой России.

ЭССЕ ПО СОЦИОЛОГИИ «СЕМЬЯ КАК МАЛАЯ ГРУППА И СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ»

Введение

1. Семья – малая группа или социальный институт?

2. Семья – сила!

Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Семья играет важную роль в жизни каждого человека и общества в целом. И неудивительно, что на каждом новом этапе развития общества, когда происходит переоценка ценностей, возрастает интерес к проблемам семьи, морали, духовности. В настоящее время, в усложнившихся условиях современного бытия , семья как уникальный посредник между интересами личности и общества, оказалась в эпицентре общественных катаклизмов. Переход к рыночным отношениям и связанные с этим апатия, обнищание немалой части населения резко отразились на самочувствии семьи, ее воспитательном потенциале, стабильности.

Указанные и другие социальные причины фактически привели к кризису семейных ценностей. Следствием этого кризиса являются разъединение старших и младших поколений, широкое распространение малодетности, расширение одиночно-холостяцких форм существования. И если супружество, родительство, родство являются конституирующими семью отношениями, то в наше время наблюдается распад этого триединства. Проблема осложняется тем, что в данный момент институт брака переживает переходный период. Продолжается разрушение старых традиционных установок на брак, а новые еще не сформировались.

Брак и семья в представлении отдельных людей все больше становятся в основном средством удовлетворения их потребностей в интимном и неформальном общении.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сохранится ли семья? Выдержит ли она те испытания, которые переживает наше общество сегодня? В чем сила семьи?

Ответы на эти вопросы я постараюсь осветить в данной работе. Для этого мне необходимо рассмотреть семью как малую группу и социальный институт.

Итак, цель работы – изучить особенности семьи как малой группы и социального института на современном этапе.

1. СЕМЬЯ – МАЛАЯ ГРУППА ИЛИ СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ?

Для начала необходимо выяснить, что же такое малая группа и социальный институт?

В широком смысле понятие «социальная группа» – это любое социальное объединение людей – от группы сверстников до общества определенной страны. В социологии это понятие употребляется в более узком смысле – как «совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других». Члены группы ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются другими людьми как члены данной группы.

Для анализа социальной структуры общества необходимо, чтобы в качестве изучаемой единицы выступала какая-либо элементарная часть общества, которая сочетала бы в себе все виды социальных связей. В качестве такой единицы была выбрана малая группа.

Наиболее удачное определение, на мой взгляд, этому понятию было дано Г. М. Андреевой: «Малая группа – это группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов». Иными словами, малыми группами называются лишь те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты друг с другом. Например, одноклассники – члены малой группы, а ученики всей школы – большая социальная группа.

Как показывает социальная практика, для нормального функционирования человеческого общества необходимо закрепление некоторых типов социальных отношений с тем, чтобы они стали обязательными для членов определенной социальной группы. В первую очередь это относится к тем социальным отношениям, вступая в которые, члены группы удовлетворяют наиболее важные потребности, необходимые для успешного функционирования группы как целостной социальной единицы. Например, для воспроизводства материальных благ люди закрепляют и поддерживают производственные отношения, для воспитания детей – семейные отношения, а также отношения обучения и воспитания.

Процесс закрепления социальных отношений заключается в создании системы ролей и статусов, предписывающих правила поведения в социальных отношениях, и в определении системы санкций в случае неисполнения индивидами этих правил поведения. Системы ролей, статусов и санкций воплощаются в виде социальных институтов, которые определяют устойчивые образцы поведения, идеи и стимулы.

Отсюда «социальный институт – это организованная система связей и социальных норм, которая объединяет значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основным потребностям общества», где под общественными ценностями понимаются идеи и цели, под общественными процедурами – образцы поведения в групповых процессах, под системой социальных связей – совокупность ролей и статусов, посредством которых это поведение осуществляется и удерживается в определенных рамках.

Итак, между понятиями «институт» и «группа» имеется существенное внутреннее различие: если группа – это совокупность взаимодействующих индивидов, то институт – система социальных связей и социальных норм, существующих в определенной области человеческой деятельности.

Вместе с тем необходимо отметить, что эти понятия неотделимы друг от друга, т. к. институт, будучи совокупностью взаимосвязей и систем поведения, определяется, в конечном счете, потребностями людей. Иными словами, хотя институт формирует социальные связи и нормы, есть люди, между которыми эти взаимосвязи осуществляются, и которые используют нормы на практике. Именно люди организуют себя в различные группы, используя институциональные нормы. Таким образом, в каждый институт входит много групп, определяющих институциональное поведение. Следовательно, институты и социальные группы взаимосвязаны, и бессмысленно полностью отделять друг от друга эти понятия и изучать их раздельно.

Итак, исходя из вышеизложенного, я прихожу к выводу, что семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы.

Действительно, семья возникает из стремления удовлетворить сугубо личные потребности и интересы индивидов. По мнению Т. А. Гурко, «семья – совокупность лиц, проживающих совместно, связанных родством и общим бюджетом». Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций (сексуального регулирования, репродуктивная, функции социализации, эмоционального удовлетворения, статусная, защитная, экономическая).

Семья как социальный институт представляет собой «совокупность исторически сложившихся устойчивых социальных норм, санкций и образцов поведения, регламентирующих отношения между супругами, родителями и детьми, другими родственниками».

Институт семьи включает в себя: 1) совокупность общественных ценностей (любовь, отношение к детям); 2) общественные процедуры (забота о воспитании детей, семейные правила и обязательства); 3) переплетение ролей и статусов (статусы и роли мужа, жены, ребенка, подростка, тещи, свекрови, братьев и т. п.), с помощью которых осуществляется семейная жизнь.

Таким образом, институт семьи – это совокупность определенных связей, норм и ролей, которые на практике проявляются в деятельности отдельных малых групп – конкретных семей.

2. СЕМЬЯ – СИЛА!

Все мы знаем, как велико значение семьи в жизни человека, общества и государства. Ведь именно семья для каждого человека – неисчерпаемый источник любви, преданности и поддержки. В семье закладываются основы нравственности, духовности и терпимости. Именно семья признается основным носителем культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимым условием социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения.

Однако мир не стоит на месте, он меняется. Меняются его социальные институты, меняется и семья. Брак перестал быть пожизненным и легитимным: разводы, неполные семьи, матери-одиночки из исключений стали нормой.

Подавляющее большинство специалистов (философов, социологов, психологов, экономистов и т. д.), изучающих современную семью, сходятся во мнении о том, что семья переживает сейчас подлинный кризис. Испытание семьи на прочность происходит под воздействием тотального кризиса, переживаемого обществом, глубинная природа которого носит цивилизационный характер. Являясь первичным элементом общества, она дает в миниатюре картину тех же противоречий, которые присущи и обществу.

Что же ждет институт семьи в будущем? Сможет ли семья противостоять кризисным явлениям в обществе?

Одним из самых удивительных свойств семьи является гибкость и динамичность форм ее структурной организации. Благодаря универсальной способности адаптироваться к особенностям «всех времен и народов», семья создала огромное многообразие типов семейных структур, порой видоизменяя себя до неузнаваемости, но сохраняя при этом неизменной свою сущность как социального института и малой группы.

Сила семьи заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. «Невозможно, чтобы люди жили вместе, постоянно поддерживали отношения, не ощущая то целое, которое они образуют своим объединением, не привязываясь к этому целому, не заботясь о его интересах и не учитывая их в своем поведении».

Кроме того, семья создается для удовлетворения не одной-двух, а целого комплекса важнейших потребностей человека. Семья, таким образом, в отличие от других малых групп, объединяет всю целостность своего существования.

Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Говоря современным языком, семьи – это корневые файлы, в которых хранятся моральные ценности и другая важная информация операционной системы и основных программ под названием «нация» и «общество». В этих ячейках происходит загрузка формирующегося детского сознания основополагающими понятиями: добро и зло, верность и предательство, милосердие и жестокость. Удаление или повреждение этих файлов приведет к зависанию «компьютера» под названием «государство» и выведет его из строя.
Семья была, есть и будет той ячейкой, тем файлом, где хранится человеческое в отношениях между людьми. Если муж доверяет жене, а жена – мужу, не страшны потоки информации об убийствах, катастрофах, шантаже и насилии, которые на нас изливают СМИ. Если мужчина и женщина любят друг друга, их отношения не будут отношениями стервы и бессердечного мачо-ковбоя, рвущих выгоду и удовольствия каждый для себя. Как бы тяжело не жилось – они найдут спасение друг в друге. Семья спасет даже от смертельной опасности под названием СПИД.

Именно в этом, на мой взгляд, и заключается сила, притягательность и живучесть института семьи.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Семья – это социальное явление, сочетающее в себе черты социального института и малой группы. Являясь малой группой, она соединяет личные потребности с общественными интересами, приспосабливается к социальным отношениям, нормам, ценностям, принятым в обществе. Иными словами, в семье личные потребности упорядочиваются и организуются на основе принятых в обществе социальных ценностей, норм и образцов поведения и, в конце концов, приобретают характер социальных функций

Мир не стоит на месте, он меняется, а вместе с ним меняются его социальные институты, а значит, и семья. Совершенно очевидно, что семья, как и общество в целом, переживает сегодня глубокий кризис.

Сила семьи, ее притягательность и живучесть заключаются в той целостности, которая присуща семье и как малой социальной группе, и как социальному институту. Целостность семьи образуется за счет взаимопритяжения и взаимодополняемости полов, создающих «единое андрогенное существо», некую целостность, не сводимую ни к сумме членов семьи, ни к отдельному члену семьи. Благодаря своей полифункциональности и способности окультуривать физиологические и психологические потребности человека, способности к самоорганизации и саморазвитию, семья способна соединять личные, коллективные и общественные интересы.

Нынешний XXI век становится эпохой, на которую возложены большие надежды всего человечества. Сложная экономическая и социальная обстановка требует от современного человека серьезного напряжения, что часто вызывает стрессы и депрессии, ставшие уже неотъемлемой частью нашего бытия. Сегодня как раз то время, когда особенно остро ощущается необходимость в «тихой гавани», месте душевного комфорта. Таким местом должна быть семья – стабильность на фоне повсеместной изменчивости.

Здоровая, крепкая семья – залог стабильности и процветания любого общества. Семья является основой всех социальных институтов, и, говоря о развитии семьи, мы подразумеваем развитие общества в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с.

2. Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21.

3. Семья. Матрица... – // http://lito. ru//read. php? id=60132. – 04.05.07.

4. Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с.

5. Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с.

6. С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с.

С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.156.

М. Социальная психология. – М.: Аспект Пресс, 2002. – 490 с., с.227.

С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.123.

Гурко, Т. А. Трансформация института семьи: постановка проблемы // Социологические исследования. – 1995. - № 10. – С.17-21., с.18.

См.: С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.141-143.

Р. Брак, семья, родительство: социологические и демографические аспекты. – Новосибирск: Новосибирский гос. ун-т, 2001. – 74 с., с.14.

Цит. по: С. Социология. – М.: Наука, 1994. – 256 с., с.151.

См.: Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с., с.99.

Цит. по: Социология / Под ред. А. В. Миронова, В. В. Панферовой, В. М. Утенкова. – М.: Фолио, 1996. – 178 с., с.101.

Данная цитата перекликается с высказыванием А. Н. Леонтьева: «Личностью не рождаются, личностью становятся». Я согласна с точкой зрения автора, что личность человека формируется на протяжении всей его жизни.

Личность — это устойчивая система социально значимых черт, характеризующих индивида как члена того или иного общества.

В первый момент эти слова кажутся странными. Давайте разберемся, на чем основано такое мнение. Вероятная причина — это разрушительная деятельность человека. С точки зрения эстетики прекрасным в природе считается естественный процесс развития природы, а безобразным — его нарушение.

В ходе истории немногие нации сохранились в относительной чистоте, избежав смешивания с другими народами. Вспомним еврейский народ. Межнациональные браки в их среде были редки, так как отношение к таковым было очень негативным. В итоге эта нация относительно мало изменилась за многие столетия. Большинство же людей имеет среди своих предков представителей разных национальностей. К какому народу они принадлежат? Что такое нация вообще?

Высказывание Шевелева относительно разницы между патриотизмом и национализмом абсолютно верно. Чувство патриотизма в той или иной мере присуще нам всем. Это восхитительное чувство, в котором сплетаются гордость и восхищение своим народом, уважение традиций и устоев, и, конечно же, любовь к Родине.

Социальная структура общества помимо классов и других социальных групп включает исторически сложившиеся общности людей: нации, народности и племена. Мы постараемся дать ответ на вопрос, что же представляет собой нация и какое определение даёт этому понятию наука. Нация — наиболее развитая историко-культурная общность людей, которая складывается на протяжении длительного времени в результате соединения и переплетения различных народностей и племён. Свойствами нации являются общность территории проживания, особенности культуры, национальная экономика и самоуправление.

Похожие статьи

  • К чему снится тюрьма женщине?

    Толкование сна в соннике: Мужчина видит, как его освобождают из тюрьмы - к большим трудностям в жизни преступник видит свое освобождение - к увеличению срока. Женщина видит, как ее освобождают - к беременности. Муж видит, как жену...

  • К чему снится предательство друзей, родных или любимого человека Во сне парень предал

    Заводить во сне нового друга наяву предвещает рождение ребенка. Видеть долго отсутствовавших друзей – к предстоящей разлуке с близкими. Видеть во сне умирающего друга – к благополучию, видеть его умирающим – значит, наяву он получит нечто...

  • Танцевать толкование сонника

    Нередко сюжеты и образы, которые мы видим во сне, можно интерпретировать, как символы. Иногда они позволяют узнать будущее, лучше разобраться в трудной ситуации или задуматься о не слишком очевидной опасности. Особенно интересны с точки...

  • Кто придумал нэп. Что такое НЭП? Причины отказа от НЭПа

    После семи лет Первой мировой и гражданской войны положение страны было катастрофическим. Она потеряла более четверти своего национального богатства. Не хватало самых необходимых продуктов питания. По некоторым данным, людские потери с...

  • «Пересказ русской народной сказки «Гуси-лебеди» (старшая группа)

    Год: неизвестно Жанр: сказка Главные герои: Девочка, ее братик Мальчик, Гуси-лебеди (помощники Бабы-Яги) и Баба-Яга. Сказка учит , что надо слушаться родителей. Есть, что дают, не капризничать. Уважительно отвечать тем к кому...

  • «Зимнее утро», анализ стихотворения Александра Сергеевича Пушкина

    3 ноября 1829 года из-под пера мастера вышло стихотворение, которые позже получит название «Зимнее утро». Оно стало своеобразной визитной карточкой пейзажной лирики поэта и получило немало положительных откликов от читателей и литературных...