Феодорит Кирский, блж. Блаженный феодорит Блаж феодорит кирский

За криптонесторианство был осуждён и извержен Вторым Эфесским собором , оправдан и восстановлен на соборе Халкидонском . Хотя он является основоположником халкидонизма, но некоторые его написанные до Халкидонского собора криптонесторианские сочинения были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические . В русской традиции именуется блаженным.

Феодорит Кирский
Рождение

ок.

  • Антиохия , Диоцез Восток , Преторианская префектура Востока , Римская империя
Смерть

ок.

  • Кир , Халеб , Сирия
В лике святой
Медиафайлы на Викискладе

Жизнеописание

Небольшие сведения из биографии Феодорита находятся в книге «История боголюбцев ». Его родители были достаточно богатыми людьми, имели рабов. Они, как и сам Феодорит, свободно говорили по-сирийски и по всей видимости были сирийцами, хотя все свои сочинения Феодорит писал впоследствии на греческом. Отец и мать Феодорита прожили в супружестве 13 лет и не имели детей. Как пишет сам Феодорит, мать его избавилась от бесплодия благодаря молитвам Македония Критофага . Беременность протекала тяжело, выкидыша не было только благодаря молитвам Македония Критофага . Роды были трудными, Феодорит выжил, как он пишет, благодаря молитвам Петра Галатийского . Он был единственным ребёнком в семье. Воспитала Феодорита его бабушка, мать его матери .

Феодорит родился в Антиохии , где получил отличное образование; кто были его учителя - неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна.

В г. Феодорит сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Феодорит приобрёл громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Феодорит был несомненно самым образованным богословом V века . Воспитанный в уважении к подвижничеству, Феодорит являл в грубом и развращённом веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Феодорит имел две наклонности - к уединению и бедности; вторую он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности.

Ещё в Антиохии Феодорит роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира - построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. «У меня ничего нет,- пишет Феодорит другу,- ни дома, ни могилы; платье на мне составляет всё моё имущество». Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Феодориту привлекало и его ораторское искусство.

Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория Константинопольского и Кирилла Александрийского , в противостоянии между которыми он выступил как защитник первого и противник второго. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Главным вопросом, волновавшим церковь в в., был вопрос об образе Боговоплощения : родила ли дева Мария человека или Бога, и в каком отношении находятся божественная и человеческая природы во Христа.

Несторий поручил своему секретарю учить, что Деву Марию следует называть «христотокос» (Христородица), а не «теотокос» (Богородица). Это учение и вызвало к полемике св. Кирилла, защищавшего учение о том, что Спаситель - это воплотившийся сам Бог Слово, а не два Сына, поэтому необходимо использовать термин «Богородица». Против несторианской двойственности во Христе Кирилл использовал формулу Александрийской богословской школы: «Единая природа Бога Слова воплощенная». В свою очередь, против миафизитского учения св. Кирилла выступил Феодорит, защищавший учение Нестория. На Ефесском соборе г., созванном для суда над Несторием, произошло разделение епископов: большинство противников Нестория объединились вокруг св. Кирилла, а противники св. Кирилла составили свой собор, во главе с Антиохийским епископом Иоанном и Феодоритом, на котором присутствовал и Несторий. Конфликт между двумя христологическими партиями вызвал недовольство императора Феодосия, который грозя арестами и репрессиями потребовал поиска компромиссов в вере и мира между кафедрами Александрии и Антиохии. Выполняя требование императора, между Кириллом Александрийским и Иоанном Антиохийским было подписано Согласительное исповедание 433 г. , известное в истории как «Антиохийская уния». Считается, что автором текста «Антиохийской унии» был Феодорит Кирский.

Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епархии. Со смертью Кирилла Александрийского и Иоанна Антиохийского подписанная ими «Антиохийская уния» фактически перестала действовать. На ведущие кафедры Востока сели радикальные сторонники двух богословских партий и начался новый виток противостояния между миафизитами и диофизитами. В 448 году в Константинополе было начато соборное дело против архимандрита одного из столичных монастырей Евтихия . Будучи последовательным сторонником александрийской христологии он отказывался говорить, что Христос един «в двух природах», говоря в согласии с Кириллом Александрийским, что Христос «из двух природ» - до воплощения, а по воплощении в нём одна природа. Своими судьями Евтихий был обвинен в докетизме и аполлинаризме , чего он за собой не признал и апеллировал к папе Римскому и патриарху Александрийскому.

Диоскор Александрийский усмотрел в осуждении Евтихия интриги криптонесториан, виднейшим идеологом которых был Феодорит Кирский. Спор из-за Евтихия привел к тому, что Феодориту было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. На возглавляемом Диоскором антидиофизитском соборе в Эфесе в г. Феодорит был осуждён и низложен. Он удалился в Апамейский монастырь и обратился к римскому папе Льву I с апелляцией. По смерти Феодосия, в г., император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а Халкидонский собор г. принял Феодорита после того, как он формально, с явной неохотой был вынужден произнести «анафему» на Нестория (9-я сессия собора 26-го октября 451 г.).

Феодорит был достаточно разносторонним писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики , догматики , апологетики и истории церкви ; кроме того замечательны его проповеди и письма.

Сочинения Феодорита

Сочинения Феодорита по-латыни изданы в Кёльне , в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, тома 80-84. Критика текста Феодорита оставляет желать весьма многого; на русском языке имеется перевод некоторых произведений Феодорита в московском издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Феодорита, при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Феодорита касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Феодорита носит название «Эранист» и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Феодорита: «Против магов персидских», «Против иудеев» и «Врачевание эллинских недугов». Два первых сочинения утрачены; при составлении «Врачевания» Феодорит пользовался сочинениями Плутарха , Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия.

Феодорит учит, что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Феодорит видит лишь тень истины. Самый важный труд Феодорита, без сомнения - его «История церкви», написанная в г. и состоящий из 5 книг. История церкви охватывает период от до г. Источниками для Феодорита служили сочинения Евсевия , Руфина Аквилейского , Филосторгия , Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Феодорита, служащий дополнением к истории церкви - «Еретические басни»; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Феодорита служили сочинения Иустина Философа , Иринея Лионского , Климента, Оригена , Евсевия и др. Сочинение Феодорита написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости.

Литература

  1. А.В. Карташев Вселенские Соборы III Вселенский собор 431 г.
  2. Андре Де Аллё Несторий. История и учение ч.1
  3. Андре Де Аллё Несторий. История и учение ч.2
  4. История Церкви Николай Дмитриевич Тальберг
  5. Михаил Эммануилович Поснов История христианской Церкви (до разделения Церквей в 1054 г.)

Переводы

Русские переводы:

  • Поучительные слова о промысле… / Пер. Н. Малинина. М., 1784. 271 стр.
  • Толкование на послание к евреям. СПб., 1843. 136 стр.
  • Краткое изложение божественных догматов. СПб., 1844. 137 стр.
  • Феодорит . Церковная история. СПб., . 380 стр.
    • переизд. с примеч. М. А. Тимофеева: М.: Росспэн, 1993. 240 стр.
  • История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках . СПб., . 236 стр.
    • переизд.: М., 1996. 233 стр.
  • Феодорит Киррский . Творения. / Пер. Московской духовной академии. М., 1855-1857, 1907-1908.
    • Ч. 1. (Т. 26.) Изъяснение трудных мест божественного писания по выбору. 1855. 513 стр.
      • переизд.: [Творения. Т. 1]. Изъяснение трудных мест Божественного Писания. М.: ИС РПЦ. 2003. 480 стр.
    • Ч. 2. (Т. 27.) Толкование на сто пятьдесят псалмов. 1856. 401 стр.
      • переизд.: [Творения. Т.2]. Изъяснение псалмов. М.: ИС РПЦ. 2003. 536 стр.
    • Ч. 3. (Т. 28.) То же. 1856. 454 стр.
    • Ч. 4. (Т. 29.) Толкования на видения пророка Даниила. 1857. 452 стр.
    • Ч. 5. (Т. 30.) Толкования на пророков Наума, Аввакума, Софонию, Аггея, Захарию, Малахию. 1857. 394 стр.
      • 2-е изд.: Ч. 1-5. Сергиев Посад, 1905-1907.

Почему и наименовала его Феодоритом, то есть Богодарованным, и от самой колыбели посвятила на служение Богу. Согласно с этим обетом благочестивой матери, Феодорит с юных лет был в сношениях с местными подвижниками и, может быть, сам некоторое время воспитывался в одном монастыре, лежавшем в трех милях от Апамеи и в шестидесяти пяти от Антиохии. Потом, лишившись родителей, он роздал бедным оставленное себе значительное богатство и в том же самом монастыре вступил на степень чтеца . Здесь проходил он служение и вместе дополнял свое воспитание изучением еврейского и сирийского языков.

В то время небольшой городок Кирр был центром военного управления на Востоке в провинции Евфратисия . Здесь блаженный Феодорит обнаружил самую широкую деятельность как администратор и пастырь; его влияние, ввиду и личных качеств, и близости к разным высокопоставленным лицам, простиралось далеко и за пределы его епархии (при патриархах Антиохийских Иоанне и особенно Домне).

Его кафедра, расположенная в Евфратской Сирии , заведовала восьмьюстами приходов и требовала неослабной деятельности со стороны епископа, так как жители ее несли тяжкое бремя бедности, а также из-за обилия еретических обществ в кирском округе. Феодорит ревностно подвизался против того и другого зла. Раздав еще в Антиохии часть своего имения бедным, он остальную его часть использовал на благоустройство города Кирра. В пользу внешнего благосостояния своей паствы он открыл источники церковных доходов, выстроил собор, создал форум, украшенный портиками, для народных сходок и два больших моста через реку, возобновил общественные бани, устроил в городе водопроводы и просил правительницу империи Пульхерию об освобождении тамошних жителей от некоторых отяготительных налогов. В личных своих средствах он настолько был скромен, что кроме одежды у него ничего не было.

Для утверждения и распространения Православия он неукоснительно проповедовал чистое учение веры и пастырскими наставлениями привлек в Церковь более десяти тысяч маркионитов , целые поселения евномиан и ариан , так что в его епархии еретиков наконец не оставалось. Все это он совершил с опасностию для жизни, так как еретики ингода преследовали его с намерением забить камнями.

Владыка Феодорит также не редко проповедовал слово Божие и в Антиохии. Поучениям его тамошняя Церковь внимала шесть лет при епископе Феодоте и тринадцать при епископе Иоанне , с которым, как и с Константинопольским епископом Несторием , он был в особенно тесных дружеских отношениях.

По высокому своему значению среди тогдашних светильников Православия, блаженный Феодорит также участвовал в соборном управлении Церковью и вместе с прочими блюстителями Веры обличал новые ереси. В одно время, когда он находился в Антиохии, к Антиохийскому епископу Иоанну принесли послание епископов Александрийского Кирилла и Римского Келестина с объявлением о неправоверии Нестория. Феодорит, бывший тогда при Иоанне, советовал Антиохийскому предстоятелю известить обвиняемого Нестория о распространении неблагоприятной молвы касательно его учения и просить, чтобы он постарался доказать несправедливость таких слухов. Между тем Александрийский епископ Кирилл уже написал самому Несторию и к своему посланию присоединил двенадцать анафематств против некоторых его догматических мнений. Копия этого послания была доставлена в Антиохию, и епископ Иоанн поручил Феодориту опровергнуть его особым сочинением, что Феодорит и исполнил. Но тогда как он занимался этим, в году в Ефесе составлялся уже III Вселенский Собор для рассмотрения догматических мнений Нестория. Будучи приглашены на Собор, Иоанн и Феодорит не успели явиться вовремя и не признали правомочность соборных решений, за что были лишены церковного общения соборным определением.

Император Маркиан возвратил Феодориту свободу, но он все еще оставался в монастыре, пока не призван был для присутствования на Халкидонский Собор в году. Осужденный в Ефесе в году, он еще до Халкидонского Собора был восстановлен властью папы Льва Великого и выступил самым усердным почитателем и распространителем его "томоса". Но доказывая свою правоту согласием с ним, он заранее возбуждал этим в своих противниках подозрение относительно православия последнего. На Халкидонский Собор он был введен по особому повелению императора, ввиду оправдания его папой, и там выступал со справкой относительно согласия Льва с Кириллом . На восьмом заседании епископов в Халкидоне, Феодорит подал прошение Собору о пересмотре его сочинений относительно догматов веры, так как в них предполагаемы были черты учения Несториева . Ему отвечали что пересмотр писаний в этом отношении не нужен и что Феодориту остается только отречься от Нестория и произнесть ему анафему . Убежденный, блаженный Феодорит сделал это и был объявлен православным. Собор возвратил ему прежнюю епископию, а император отменил касательно его указ Феодосия. После этого, прибыв в Кирр , он управлял своею паствою еще около пяти лет и умер около года.

В году V Вселенский Собор осудил некоторые смущающие Церковь писания блаженного Феодорита, но самого его, как отказавшегося от ложных мнений и скончавшегося в мире с Церковью, счел православным.

Труды

Блаженный Феодорит оставил после себя много сочинений, отличающихся силою назидательности, чистотою учения и богатством исторических сведений. В полном составе дошедшие до нас его прозведения были изданы аббатом Гарнье и Сирмондом. Кроме этих сочинений, Феодорит написал много других, не дошедших до нас, среди которых - Пенталог , Книга о девстве , Книга против Евтихия и Нестория , Книга Иудеев и другие. Дошедшие до нас работы включают в себя:

  1. Вопросы на осьмикнижие и на книги Царств и Паралипоменон - Объяснение некоторых трудных мест в этих священных книгах.
  2. Толкования на все Псалмы , на Песнь Песней , на пророчества Исаии , Иеремии , Иезекииля и Даниила , на двенадцать малых пророков и на все послания апостола Павла .
  3. Боголюбец, или история благочестивой жизни - книга, содержащая в себе жизнеописания современных Феодориту тридцати пустынников, творивших много чудес силою крестного знамения , святой воды и благословенного елея .
  4. Речь о любви - написанная в добавление к Боголюбцу , чтобы представленными в той книге примерами постоянства и терпения укрепить души людей, подвергающихся гонениям.
  5. Послания разным лицам - 147 посланий.
  6. Басни еретиков, или история ересей, изложенная в пяти книгах - В первой книге Феодорит рассматривает ереси, принимавшие два начала и доказывавшие, что Боговоплощение было только кажущееся; во второй - те, которые признавали Христа простым человеком; в третьей - ряд ересей, в частности монтанистов и новациан ; в четвертой - новейшие ереси от Ариевой до Несториевой ; в пятой блаженный Феодорит излагает учение Православной Церкви , как слово обличения всех вообще еретиков.
  7. Эранист или Полиформ (т. е. Собиратель или Разновидный ) - сочинение, состоящее из трех разговоров против евтихиан . Феодорит дал ему такое заглавие потому, что обличаемая в нем ересь была смесью заблуждений Маркиона, Валента, Аполлинария и Ария. Первый разговор назвал он «неизменным», поскольку в нем доказывается, что Слово, став плотию, не изменилось; второй - «несмешанным», поскольку в нем утверждается, что в Иисусе Христе природа Божественная и природа человеческая существенно различны; третий - «не страдающим», поскольку в нем объясняется, что Божество, по существу своему, страдать не может. В конце этого сочинения те же самые положения доказываются посредством силлогизмов .
  8. Десять бесед о промысле - одно из превосходнейших произведений древнего христианского витийства, показывающее обширность познаний в философии, глубину мыслей и мастерское владение словом.
  9. Обличение двенадцати анафематств Кирилла - сочинение, написанное по поручению Антиохийского епископа Иоанна , бывшее плодом недоразумений относительно нового вопроса, возникшего тогда в Церкви по поводу учения Нестория .
  10. О врачевстве эллинских предрассудков - сочинение, состоящее из двенадцати речей, содержащих в себе апологию Христианства против идолопоклонников . В нем собано много сказаний о богословии древних язычников, о нечестии их философов и о пороках, которыми они унижали свою науку. В нем доказывается также, что почитание, какое христиане воздают
Феодорит Кирский (386 (393?) - 457) - ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ Кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические. Но сам он был оправдан ещё на четвертом вселенском соборе, после того как анафемствовал еретика Нестория.
Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя - неиз...

Краткая биография

Феодорит Кирский (386 (393?) - 457) - ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ Кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым Вселенским собором как еретические. Но сам он был оправдан ещё на четвертом вселенском соборе, после того как анафемствовал еретика Нестория.
Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя - неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Феодорита до епископства мало известна.
В 423 г. Феодорит сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Феодорит приобрёл громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Феодорит был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Феодорит являл в грубом и развращённом веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Феодорит имел две наклонности - к уединению и бедности; вторую он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности.
Ещё в Антиохии Феодорит роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира - построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Феодориту привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия. Феодориту пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви - св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором.
Спор Феодорита с Кириллом продолжался до весны 433 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Феодоритом. Однако, Феодориту не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии. В Константинополе появилось новое христологическое заблуждение, которое распространял архимандрит одного столичного монастыря Евтихий.
Спор из-за Евтихия Феодорита с Диоскором велся последним непристойно; против Феодорита были пущены в ход все средства; и в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако Диоскор желал не административного, а соборного осуждения Феодорита; он достиг этого на т.н «разбойничьем» соборе в Ефесе в 449 г., на котором Феодорит был низложен. Феодорит удалился в Апамейский монастырь и обратился к римскому папе св. Льву I с апелляцией. В 450 г. император Маркиан восстановил Феодорита в его правах, а халкидонский собор 451 г. принял Феодорита после того, а как он с явной неохотой был вынужден произнести «анафему» на Нестория.
Феодорит был достаточно разносторонним писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма.
Экзегетические сочинения Феодорита, при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Феодорита касаются главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Феодорита носит название «Эранист» и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Феодорита: «Против магов персидских», «Против иудеев» и «Врачевание эллинских недугов». Два первых сочинения утрачены; при составлении «Врачевания» Феодорит пользовался сочинениями Плутарха, Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия.
Феодорит учит, что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Феодорит видит лишь тень истины. Самый важный труд Феодорита, без сомнения - его «История церкви», написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Второй по значению труд Феодорита, служащий дополнением к истории церкви - «Еретические басни».

На нашем книжном сайте Вы можете скачать книги автора Кирского Блаженного Феодорита в самых разных форматах (epub, fb2, pdf, txt и многие другие). А так же читать книги онлайн и бесплатно на любом устройстве – iPad, iPhone, планшете под управлением Android, на любой специализированной читалке. Электронная библиотека КнигоГид предлагает литературу Кирского Блаженного Феодорита в жанрах христианское богословие, религии.

Феодорит Блаженный

епископ кирский (386 (393?) - 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя - неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Ф. до епископства мало известна. В 423 г. Ф. сделался преемником Исидора в епископии Кирской. На этом посту Ф. приобрел громкую славу общественного деятеля, пастыря и писателя. Ф. был несомненно самым образованным богословом V века. Воспитанный в уважении к подвижничеству, Ф. являл в грубом и развращенном веке блестящий пример христианского аскетизма и глубины христианского умозрения. Смолоду Ф. имел две страсти - к уединению и бедности; вторую страсть он мог осуществить вполне, но условия церковной жизни вывели его на арену шумной деятельности. Еще в Антиохии Ф. роздал часть своего имущества; остальную часть он употреблял на украшение города Кира - построил мост, урегулировал течение реки, создал форум, окруженный портиками, выстроил собор. "У меня ничего нет", пишет Ф. другу, "ни дома, ни могилы; платье на мне составляет все мое имущество". Главной заботой епископа кирского, помимо устроения города, было обращение еретиков, которых в Сирии было великое множество. Кроме дел благотворительности, к Ф. привлекало и его ораторское искусство. Мирная жизнь в епископии была нарушена спорами, вызванными учениями Нестория и Евтихия. Ф. пришлось вести борьбу с двумя деятелями александрийской церкви - св. Кириллом Александрийским и преемником его Диоскором. В этой борьбе много перипетий и захватывающих драматических моментов. Св. Кирилл выступил против учения Нестория. Главным вопросом, волновавшим церковь в V в., был вопрос о природе Спасителя: родила ли дева Мария человека или Бога, и если она родила и того, и другого, то в каком отношении находятся эти две природы в лице Христа. Несторий учил, что Богородицу следует называть "антропотокос", а не "теотокос", т. е. что она родила человека. Это учение и вызвало нападки св. Кирилла, защищавшего символ Никейского собора в том смысле, что в Спасителе есть ипостасное единство двух начал. Против толкования св. Кирилла выступил Ф., защищавший по форме учение Нестория, но по существу стоявший на почве св. Кирилла. Ф. защищал учение о двух естествах в одном лице, причем центр тяжести полагал в различении двух естеств, в то время как св. Кирилл настаивал на ипостасном единстве. На ефесском соборе 431 г., созванном для суда над Несторием, антиохийцы, предводительствуемые Ф., одержали верх над св. Кириллом, который был осужден вместе с Несторием. Спор Ф. с Кириллом продолжался до 436 г., когда произошло примирение враждующих партий и была принята формула осуждения Нестория, предложенная Ф. Однако, Ф. не суждено было наслаждаться долгое время мирной жизнью в своей епископии. Место Нестория занял Евтихий, защитник монофизитской ереси. В противность Несторию, Евтихий настаивал на божественной природе Христа; Богородица нисколько не передала Христу человеческой природы; Христос тожествен по природе Богу Отцу; и по телу, и по душе Он принадлежал Божественной субстанции. Диоскор, преемник св. Кирилла, стал на сторону Евтихия; Домна, епископ антиохийский, донес в Константинополь о ереси Евтихия; донос этот был написан по указаниям Ф. Спор из-за Евтихия с Диоскором велся последним непристойно; против Ф. были пущены в ход все средства; и в результате ему было приказано императором Феодосием безвыездно пребывать в Кире. Однако, Евтихий желал не административного, а соборного осуждения Ф.; он достиг этого на "разбойничьем" соборе в Ефесе в 441 г., на котором Ф. был низложен. Жестоко поруганный и опозоренный, Ф. удалился в Апамейский монастырь и обратился к папе Льву, ища правды. По смерти Феодосия, в 450 г., император Маршан восстановил Ф. в его правах, а халкидонский собор 451 г. принял Ф. как епископа и признал его христологическую формулу правильной, т. е. признал ее истинным выражением апостольского вероучения. Ф. умер в момент общего признания его заслуг, но и после смерти его имя его и учение часто подвергалось гонениям со стороны монофизитов, при императорах Анастасии I и Юстиниане.

Ф. был самым разносторонним и глубоким писателем V в.; его сочинения касаются экзегетики, догматики, апологетики и истории церкви; кроме того замечательны его проповеди и письма. Сочинения Ф. по-латыни изданы в Кельне, в 1567 г., 2 тома in fol.; в 1643 г. Иаков Сирмонд издал их на греческом языке (4 тома). Лучшее издание находится в коллекции Миня, в серии греческой Патрологии, томы 80 - 84. Критика текста Ф. оставляет желать весьма многого; на рус. языке имеется перевод некоторых произведений Ф. в московск. издании творений св. отцов. Экзегетические сочинения Ф., при научной глубине, являются образцом художественной отделки. Догматические труды Ф. касаются, как ясно из предшествующего, главным образом ересей Нестория и Евтихия; положительный результат, полученный из анализа ересей, представляет учение о природе Спасителя. Главное сочинение Ф. носит название "Эранист" и представляет собой диалог Эраниста с православным, раскрывающим тайну боговоплощения и искупления. К апологетическим трактатам относятся сочинения Ф.: "Против магов персидских", "Против иудеев" и "Врачевание эллинских недугов". Два первых сочинения утрачены; при составлении "Врачевания" Ф. пользовался сочинениями Плутарха, Порфирия и Аэция, а также Климента и Евсевия. Ф. учит,что христианство заключает в себе абсолютное совершенство, а язычество есть мрак, долженствующий исчезнуть с появлением истины. В философских построениях Ф. видит лишь тень истины. Самый важный труд Ф., без сомнения - его "История церкви", написанная в 449 г. и состоящий из 5 книг. История церкви схватывает период от 324 до 429 г. Источниками для Ф. служили сочинения Евсевия, Руфина, Филосторгия, Евстафия, творения св. Афанасия и некоторые другие. Второй по значению труд Ф., служащий дополнением к истории церкви - "Еретические басни"; подлинность этого труда оспаривалась, но без достаточного основания. Источниками Ф. служили сочинения Иустина Философа, Иринея, Климента, Оригена, Евсевия и др. Сочинение Ф. написано спокойным тоном, без полемического задора; оно чуждо нетерпимости. О Ф. см. Н. Глубоковский, "Блаженный Ф., епископ кирский, его жизнь и литературная деятельность" (М., 1890, 2 т.). Здесь приведена и литература предмета. Для характеристики эпохи, в которой действовал Ф., ср. Amédée Thierry, "Récits de l"histoire romaine au V siècle. Nestorius et Eutychès. Les grandes hérésies du V siècle" (Пар:, 1878).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Феодорит Блаженный" в других словарях:

    Епископ кирский (386 (393?) 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом. Жизнь Ф.… … Большая биографическая энциклопедия

    Феодорит блаженный - – епископ киррский (386 или 393 по 457), родом из Антиохии, рано поступил в монастырь св. Евпретия. Главным делом было обращение еретиков в Сирии, которых было чрезвычайно много. Он выступил против Нестория, а равно и Евтихия. Ф. известен… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Феодорит Кирский (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) 457) ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, блаженный, епископ кирский. Содержание 1 Жизнеописание 2 Сочинения Феодорита … Википедия

    ФЕОДОРИТ (θεοώρητος) Кирский (ок. 393, Антиохия ум. 457/465) церковный деятель и богослов, видный представитель Антиохийской школы. С 423 епископ г. Кир(р)а. Активный участник христологических споров. На Эфесском соборе 431 выступил в защиту… … Философская энциклопедия

    Блаженный епископ кирский (386 (393?) 457). Родился в Антиохии, где получил отличное образование; кто были его учителя неизвестно, но несомненно, что мать имела на него большое влияние. Он рано поступил в монастырь св. Евпрепия и был там чтецом.… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодорит. Феодорит Кирский (греч. Θεοδώρητος ο Κύρου; 386 (393?) 457) ярчайший представитель Антиохийской школы богословия, епископ Кирский, ряд его сочинений были осуждены Пятым… … Википедия

    В Википедии есть статьи о других людях с именем Феодорит. Феодорит Кольский Имя в миру: Сергий Рождение: 1481 год(1481) … Википедия

    БЛАЖЕННЫЙ - [греч. μακάριος], 1) наименование (блаженный Василий) или 1 я часть наименования (блаженный Василий, Христа ради юродивый) лика (чина) юродивых (см. Юродство); 2) именование, употребляемое в отношении святого или неканонизированного подвижника… … Православная энциклопедия

    ФЕОДОРИТ КИРРСКИЙ - еп., блж. (ок.393 ок.466), сир. богослов, экзегет, церк. деятель, представитель *антиохийской школы. Род. в Антиохии в богатой семье, к–рая позаботилась дать ему разностор. классич. образование. В то же время он рано начал иноческую жизнь (мать… … Библиологический словарь

    ИЛИЯ МУРОМЕЦ - Прп. Илия Муромец. Икона. 1 я пол. XIX в. (Благовещенский собор Благовещенского мон ря в Муроме) Прп. Илия Муромец. Икона. 1 я пол. XIX в. (Благовещенский собор Благовещенского мон ря в Муроме)(† 1188 ?), прп., Киево Печерский (пам. 19 дек., во 2 … Православная энциклопедия

Книги

  • Блаженный Феодорит, епископ Киррский. том 1 , Н.Н. Глубоковский , Репринтное издание по технологии print-on-demand с оригинала 1890 года Воспроизведено в оригинальной авторской орфографии издания 1890 года (издательство… Категория: Гуманитарные науки Серия: Издатель:

Блаженный Феодорит родился около 393 г. в Антиохии, в христианской семье, на протяжении двенадцати лет остававшейся бездет ной; как долгожданного первенца, его назвали Феодоритом («богодарованным»). Он получил образование в монастыре св. Евпрепия близ Антиохии, а также, возможно, в других антиохийских школах. Феодора Мопсуестийского он называет своим учителем (письмо 16). Произведения бл. Феодорита показывают, что он хорошо изучил ан тичную философию и литературу, в том числе сочинения неоплатоников, знал несколько языков, помимо своего родного - сирийского. Греческим он владел в совершенстве, так что патриарх Фотий впоследствии хвалил его сочинения за ясность и простоту стиля («Библиотека», № 203). После смерти родителей, в возрасте 23 лет, он удалился в монастырь Апамии, где на протяжении семи лет изу чал Священное Писание, творения древних апологетов и экзегетические сочинения отцов. Тогда же он совершил паломническое путе шествие в Иерусалим.

В 423 г. Феодорит был избран епископом города Кира, находив шегося неподалеку от Антиохии, и рукоположен митрополитом Александром Иерапольским. Своей небольшой епархией он управлял на протяжении 35 лет с мудростью и ревностью, не только заботясь о духовном возрастании паствы и постоянно борясь с иудеями, язычниками и еретиками, которых повсюду было немало, но и благоук рашая город: он соорудил новый водопровод и канал для снабже ния города водой, которой прежде недоставало, починил бассейны, построил галереи и мосты. Вероятно, он много ездил по соседним городам и областям, обличая ереси. По его собственному свиде тельству, он активно боролся с употреблением в Антиохии «Диатес сарона» - свода четырех Евангелий, составленного еретиком II в. Татианом (этот «Диатессарон» в свое время толковал преп. Ефрем Сирин). Бл. Феодорит собственноручно изъял из употребления 200 копий «Диатессарона», которые ему удалось найти. К 30-м годам V в. он уже приобрел прочную известность и славу за пределами своей епархии.

Когда начался конфликт между Кириллом и Несторием, бл. Феодорит был вовлечен в него и сразу же оказался в лагере противни ков Кирилла. С Несторием и Иоанном Атиохийским он был в дру жеских отношениях. Иоанн Антиохийский поручил ему рассмотреть анафематизмы Кирилла, о которых он отозвался очень резко, увидев в них скрытое аполлинарианство. На Ефесский собор бл. Феодорит прибыл в числе делегации Иоанна Антиохийского и вместе с после дним был одним из главных действующих лиц в истории низложе ния Кирилла собором «восточных». Несторию он сочувствовал не столько за его учение, сколько из-за несправедливого, как он считал, низложения его без суда и следствия Кириллом и Мемноном.

Весьма вероятно, что бл. Феодорит был автором текста «соглаше ния», подписанного в 433 г. Кириллом и Иоанном Антиохийским. Когда св. Кирилл подписал соглашение, бл. Феодорит воспринял это как победу над Кириллом и как отречение последнего от своего «нечестивого умствования», хотя фактически в тексте содержалось учение, по существу совпадающее с учением Кирилла, только изло женное на привычном для антиохийцев богословском языке. В «со глашении» обеими сторонами было заявлено, что Христос - один Господь и Бог, в Котором несмешанно соединены Божественная и человеческая природы, а Дева Мария - истинная Богородица. Бл. Фе одорит, таким образом, полностью отошел от учения Нестория. Од нако, когда Кирилл Александрийский в обмен на свою подпись под «соглашением» потребовал от «восточных» осудить Нестория и Иоанн согласился на это, бл. Феодорит отказался последовать его примеру: прежде он клялся Несторию, что предпочтет лучше лишиться обеих рук, чем подписать ему анафему (Письмо 172). Феодорит ограничил ся лишь тем, что в очень осторожных выражениях осудил те оши бочные взгляды Нестория, которые были противны апостольскому преданию.

После смерти в 444 г. Кирилла Александрийского бл. Феодорит остался единственным крупным богословом на всем Православном Востоке. Он включается в борьбу с константинопольским еретиком архимандритом Евтихием, учившим, что в Иисусе Христе человечес кая природа была поглощена Божественной. «Я исповедую, - заяв лял Евтихий, - что у Господа нашего было две природы до соеди нения, а после соединения я исповедую единую природу». Евтихий считал, что, говоря так, он следует св. Кириллу, который учил об «одной природе Бога Слова воплотившегося». Патриарх Константи нопольский Флавиан на Поместном Соборе 448 г. осудил учение Евтихия. Бл. Феодорит написал о новой ереси папе Римскому Льву I, Который в ответ прислал Константинопольскому Флавиану свой Томос с православным вероопределением, утверждающим в Иисусе Христе две природы после соединения.

Однако Евтихия поддерживал преемник св. Кирилла на Алексан дрийской кафедре Диоскор, а также император Феодосии. Диоскор обвинил бл. Феодорита в том, что он в борьбе против Евтихия нару шил «веру Кирилла» и разделил единого Господа Иисуса Христа на «двух сынов». Феодорит в своем письме Диоскору опроверг эти нападки (Письмо 83), после чего Диоскор пожаловался на него им ператору. Феодосии специальным декретом запретил Феодориту как возмутителю спокойствия выезд из епархии. По просьбе того же Диоскора император 30 марта 449 г. объявил о созыве Вселенского Собора с целью искоренения «остатков несторианства», причем было сделано распоряжение, чтобы Феодорит на Соборе не присутствовал, а Диоскор занял председательское место. Исход дела, таким обра зом, был предрешен.

Собор, состоявшийся в августе 449 г. , впоследствии получил на звание «разбойничьего». На нем победила партия Диоскора: Евти хий был признан невиновным и ему возвратили архимандритство; Флавиан Константинопольский, Ювеналий Иерусалимский, Евсевий Дорилейский, Феодорит Кирский и другие противники Евтихия, на против, были лишены сана. Сочинения Феодорита приказали пуб лично сжигать вместе с антихристианскими произведениями язычни ков и писаниями Нестория. Император утвердил постановление лже собора, и все осужденные были отправлены в ссылку. Патриарх Флавиан, Евсевий Дорилейский и бл. Феодорит писали апелляции Римскому папе, прося его «выступить на Востоке» в защиту унижен ной и поруганной веры отцов, «провозгласить не имеющим значения» решение Диоскора о их низложении и возвратить им сан. Лев I прилагал все усилия, чтобы оказать поддержку своим восточным собратьям: на коленях он умолял императора Запада вмешаться в церковные дела и восстановить справедливость.

Ситуация на Востоке изменилась после смерти Феодосия II. Его приемник Маркиан, благоговейно почитавший память Флавиана Кон стантинопольского, который скончался в ссылке вскоре после «раз бойничьего» собора, вступил в сношения с папой на предмет созы ва нового Вселенского Собора. Еще прежде Собора изгнанным епископам было разрешено вернуться на свои кафедры, и бл. Фео дорит вернулся в Кир. Собор открылся в Халкидоне 8 октября 451 г. Легаты папы сразу же заявили, что Диоскор должен занять место обвиняемого. На заседании 13 октября он был лишен сана, арестован и заключен в тюрьму (церковное прещение в византийс кую эпоху нередко, сопровождалось гражданскими мерами наказания). Решение Собора, однако, не было поддержано монофизитами: копты, эфиопы, сирийцы, впоследствии армяне оказались единодуш ными в неприятии Халкидона. Они отошли от православного боль шинства, порвав литургическое общение с «халкидонитами». Это был первый великий раскол в христианской Церкви, сопоставимый по своим масштабам только с расколом 1054 г. между Востоком и Западом.

Бл. Феодрит не участвовал в первых заседаниях Собора, так как считался низложенным; он, однако, обратился к Собору с апелляцией, прося восстановить его в сане, и смиренно ожидал решения. На восьмом заседании Собор наконец приступил к рассмотрению дела Феодорита Кирского. Хотя последний был низложен Диоскором, теперь находившимся под стражей, за Феодоритом были давние вины, о которых помнили все, в особенности епископы Египта: его сочув ствие Несторию и борьба против св. Кирилла. Поэтому появление бл. Феодорита на Соборе было встречено бурно. Из протокола это го исторического заседания, сохранившегося в «Деяниях Халкидонс кого Собора», видно, с какой ненавистью «египтяне» относились к Феодориту: «Славнейшие сановники и знаменитейший сенат сказа ли: "Пусть войдет и почтеннейший Феодорит, чтобы участвовать в соборе.. . " Когда же почтеннейший Феодорит вошел, почтеннейшие епископы египетские, иллирикские и палестинские воскликнули: "По милуйте, вера погибает; его изгоняют правила; изгоните его вон!" И как скоро почтеннейший епископ Феодорит сел на середине, почтен нейшие епископы восточные.. . воскликнули: "Достоин, достоин!" По чтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: "Не называйте его епископом - он не епископ; вон изгоните бого противника, вон изгоните иудея!" Славнейшие сановники и знамени тейший сенат сказали: "Эти простонародные восклицания и непри личны епископам, и бесполезны, поэтому не препятствуйте продол жать чтение всех (актов)". Почтеннейшие епископы египетские и бывшие с ними воскликнули: "Изгоните одного, и все будем слу шать! Мы из благочестия вопием, ради православной веры говорим это". Славнейшие сановники и сенат, сказали: "Ради Бога, лучше не препятствуйте слушанию".. . » (Деяния Вселенских Соборов. Т. 3. С. 64 - 65). После того как сенаторам едва удалось успокоить разбуше вавшихся архиереев, Феодорит попросил позволения изложить свое учение и прочитать исповедание веры. Однако послышался возглас: «Мы не хотим никакого чтения: анафематствуй Нестория». Феодо рит отвечал: «Я не стану анафематствовать, прежде чем не докажу, что я православен». Тогда закричали: «Он несторианин! Вон ерети ка!» Другие кричали: «Скажи ясно: Святая Дева - Богородица; анафема Несторию». Феодорит вынужден был произнести анафему, после чего ему немедленно возвратили епископский сан и он был принят как «православный учитель» (Болотов В. Т. IV. С. 297).

Оправдание Феодорита провели поспешно. «Несчастье заключа лось в том, - пишет В. Болотов, - что Феодорит был выслушан в такое время, когда отцы Собора были значительно утомлены и стара лись решить дело скорее.. . Вселенский Собор не разъяснил катего рично высоковажного для истории Сирии вопроса: что в деятельно сти антагонистов монофизитства было несомненно правильного, что можно им извинить ввиду обстоятельств времени и что во всяком случае заслуживает осуждения. Тень недоверия не была снята с Феодорита вполне: он желал быть признанным как православный - его приняли так, как можно было принять и еретика. Если бы он заблуждался всецело, если бы вся его жизнь была сплошной ошиб кой, то и тогда он мог возвратиться в Церковь таким путем» (Боло тов В. Т. IV. С. 297). Впоследствии эта недосказанность относи тельно бл. Феодорита на Халкидонском Соборе послужила одной из причин необходимости нового рассмотрения его сочинений V Все ленским Собором.

Блаженный Феодорит прожил долгую жизнь. Он умер предполо жительно в 466 г. , окруженный почитанием и любовью паствы своей епархии. Однако споры вокруг его имени не утихали. Монофизиты, не принявшие Халкидон, продолжали обвинять халкидонских отцов за то, что они оправдали одного из главных оппонентов св. Кирил ла. Сочинения Феодорита против Кирилла продолжали циркулиро вать и смущать умы. Император Юстиниан, мечтавший о воссоедине нии монофизитов с православными, созвал в 553 г. в Константино поле V Вселенский Собор для рассмотрения богословского насле дия трех давно умерших иерархов - Феодора Мопсуестийского, Ивы Эдесского и Феодорита Кирского. Феодор Мопсуестийский был предан анафеме. Что касается Ивы и Феодорита, то Собор ограни чился осуждением некоторых сочинений этих богословов. Собор постановил отвергнуть «то, что нечестиво писал Феодорит против правой веры, и против двенадцати глав св. Кирилла, и против перво го Ефесского Собора и что написано им в защиту Нестория». Таким образом, Собор высказал свое отношение к полемике Феодорита против Кирилла, однако светлая личность самого Феодорита и его догматическое учение не подверглись осуждению, а за свою борьбу против Евтихия и за многие догматические и экзегетические сочине ния Феодорит признан выдающимся богословом и «блаженным от цом» наряду с другими отцами Халкидонского Собора и учителями Древней Вселенской Церкви.

Творения

Экзегетические

Основную часть наследия, бл. Феодорита, так же как и Кирилла Александрийского, составляют экзегетические сочинения. Будучи в отличие от последнего строгим антиохийцем и предпочитая букваль ные толкования аллегорическим, бл. Феодорит, однако, избегал рацио нализма и буквализма Феодора Мопсуестийского. Толкования бл. Фе одорита на библейские книги отличаются краткостью и ясностью.

Сочинение На трудные места Божественного Писания состоит из двух больших частей: первая включает комментарий к избранным местам Восьмикнижия (пять книг Моисеевых, Иисус Навин, книга Судей, Руфь), вторая - книг Царств и Паралипоменон. Вторая часть написана в вопросо-ответной форме. Сочинение относится к позднему периоду творчества бл. Феодорита (после 453 г.) и посвящено «само му дорогому из сыновей» - Ипатию, возможно тому хорепископу, с которым бл. Феодорит переписывался (см. письмо 113). В сочинении автор дает сжатое объяснение спорных мест библейских книг.

Толкование ста пятидесяти псалмов написано предположитель но, между 441 и 449 гг. В предисловии бл. Феодорит указывает, что ему приходилось читать комментарии на Псалтирь, из которых неко торые были слишком аллегорическими, другие, напротив, объясняли мессианские места Псалтири как указания на события прошлого, что, по мнению Феодорита, больше годится для иудеев, чем для чад истин ной веры. Автор, напротив, намеревается изъяснить то, что относится к истории, в историческом аспекте, а то, что является пророчеством о Христе, Церкви, Евангелии и апостолах показать в истинном значении.

Толкование На Песнь Песней посвящено Иоанну Германикийско му и является наиболее ранней из экзегетических работ бл. Феодори та (Письмо 82). Бл. Феодорит вслед за другими древними толковате лями доказывает духовный характер книги и опровергает взгляд, со гласно которому в «Песни Песней» описана плотская любовь между мужчиной и женщиной (так считал Феодор Мопсуестийский, не со глашавшийся причислить «Песнь Песней» к числу священных книг). Объяснение бл. Феодоритом жениха как Христа, а невесты как Церк ви восходит к Оригену.

О своем Толковании на Исаию бл. Феодорит упоминает в Тол ковании на Иеремию, однако текст его, за исключением некоторых фрагментов, не был известен до 1929 г. , когда немецкий ученый А. Меле обратил внимание на упомянутую в 4-м томе «Иерусалимской биб лиотеки» А. Пападопуло-Керамевса (1899) рукопись этого сочинения, нашел ее и в 1932 г. издал. В предисловии бл. Феодорит указы вает, что написал эту книгу незадолго до своего Толкования на Иеремию. Так же как и в других экзегетических работах, бл. Феодо рит объясняет буквальный смысл текста, не пренебрегая аллегори ческими и типологическими толкованиями отдельных пророческих мест. Он часто ссылается на других экзегетов, мнения которых оп ровергает, противопоставляя им свои толкования. Он также не упус кает случая обличить иудеев за их ошибочное понимание Писания. Взяв за основу текст Семидесяти, бл. Феодорит ссылается на вари анты из версий Лукиана, Акилы, Симмаха, Феодотиона, на сирийскую версию и «Гекзаплы» Оригена.

Толкование на Иеремию является последним по времени экзегети ческим сочинением Феодорита, посвященным пророческим книгам. Тол кование включает, помимо основной книги пророка, книгу Варуха и Плач Иеремии.

Толкование на Иезекииля написано после Толкования на Даниила, о чем упоминает сам бл. Феодорит в предисловии к своему Толкова нию 150 Псалмов .

Толкование на видения пророка Даниила является первым ком ментарием бл. Феодорита на пророческую книгу, написанную сразу после Толкования на Песнь Песней и имеет сильную антииудейскую направленность. Неканонические фрагменты книги Даниила, как то история Сусанны, повествование о Виле и драконе - в толковании бл. Феодорита отсутствуют.

Толкование на двенадцать малых пророков написано после Тол кование на Иезекииля .

Монументальный труд Толкование на четырнадцать посланий свя того апостола Павла является единственной сохранившейся экзеге тической книгой бл. Феодорита, посвященной Новому Завету. Пред положительно она написана после его ветхозаветных работ. В пре дисловии бл. Феодорит указывает, что последовательность этих по сланий в каноне Нового Завета не соответствует хронологическому порядку их написания апостолом Павлом. Изъяснению каждого по слания предпослано свое предисловие. По сравнению с классически ми толкованиями св. Иоанна Златоуста на Послания апостола Пав ла изъяснения бл. Феодорита намного короче.

Апологетические

Наиболее важным из апологетических сочинений бл. Феодорита является Врачевание эллинских недугов, написанное в защиту «еван гельской истины от греческой философии». Бл. Феодорит продолжил традицию раннехристианских апологетов II -III вв. и составил свою апологию христианства - последнюю значительную работу на эту тему в истории Древней Церкви. Сочинение состоит из 12 Слов, в которых бл. Феодорит сравнивает языческие и христианские отве ты на основополагающие философско-религиозные вопросы так, что бы можно было легко признать преимущество христианского пони мания мира и жизни. В предисловии бл. Феодорит сообщает, что в его время оставалось немало людей, приверженных языческой мифо логии и религии, которые выступали с обвинениями в адрес христи ан. В 1-м Слове автор говорит о вере как источнике религиозного знания. Во 2-м - о происхождении мира и сущности Бога. В 3-м сравнивается христианская ангелология с языческим представлени ем о богах; в 4-м - христианская и языческая космологии. В 5-м Слове излагается христианская антропология; в 6-м речь идет о Божественном Промысле. 7-е Слово посвящено языческим и иудей ским таинствам: излагается учение об истинном поклонении Богу. В 8-м Слове речь идет о христианском почитании мучеников; в 9-м сравнивается христианская нравственность с законами греков, рим лян и других народов. В 10-м говорится о языческих оракулах. В 11-м сравниваются языческая и христианская эсхатологии; в 12-м - жизнь апостолов и их последователей с жизнью греческих филосо фов и их учеников. «Врачевание» показывает эрудицию бл. Феодо рита в греческой философии: в трактате около 340 цитат из произ ведений более ста философов, поэтов и историков. Впрочем, боль шинство этих цитат заимствованы не из первоисточников, а из сочи нений Климента Александрийского и Евсевия Кесарийского. Трак тат написан не позднее 449 г.

10 Слов О Промысле адресованы образованным антиохийским слу шателям. В Словах 1-5 бл. Феодорит приводит космологические доказательства Божественного Промысла, рассматривая устройство видимого мира; в Словах 6 -10 он говорит об устройстве человечес кого общества и общечеловеческой нравственности, а также о Вопло щении Сына Божия как доказательствах существования Промысла.

Трактат О вопрошаниях магов не сохранился, за исключением не скольких цитат из него в других сочинениях бл. Феодорита (Церк. ист. 5, 39; Письма 85 и 113; Толкование на Левит, 1). В нем автор опровергал обвинения персидских магов против христианской рели гии, осуждал их за поклонение стихиям и за жестокие гонения против христиан при персидских царях Вараме V и Издигерде II.

Трактат Против иудеев также утрачен. Он был составлен предпо ложительно до Ефесского Собора 431 г. , и в нем бл. Фесдорит дока зывал, «что пророки предсказывали Христа» (Письмо 145).

Догматико-полемические

Сокращенное изложение божественных догматов составляет 5-ю книгу из сочинения бл. Феодорита «Сокращение еретического бас нословия» (см. о нем ниже) и является уникальной в истории хрис тианского богословия попыткой систематического изложения хрис тианской догматики; в этом смысле его можно сравнить только с такими сочинениями, как О началах Оригена и Большое огласи тельное слово св. Григория Нисского.

Написанное по просьбе Иоанна Антиохийского в период между ноябрем 430 и январем 451 г. Опровержение двенадцати анафема тизмов Кирилла Александрийского против Нестория сохранилось в изложении Кирилла Александрийского (см. его послание Евоп тию). В Опровержении 6л. Феодорит излагал антиохийскую христо логию, защищал православие Нестория и обвинял Кирилла в моно физитстве. Сочинение осуждено на V Вселенском Соборе.

Пять слов о Вочеловечении (против Кирилла и Ефесского Со бора), также осужденные V Вселенским Собором, были написаны в 431 г. и посвящены той же теме, что и Опровержение. Это сочине ние было известно патриарху Фотию («Библиотека», № 46). Фраг менты сохранились в «Катенах на Луку» Никиты Ираклийского.

Сохранились фрагменты из двух сочинений бл. Феодорита: О Свя той и Животворящей Троице и О Богословии и вочеловечении Господнем, из которых второе упомянуто им самим (Письмо 113). Утрачены упомянутые им сочинения К арианам и евномианам (см. : Письмо 113), К недугующим ересью Македония и О Святом Духе (см. : Письма 82 и 116), К объятым неистовством Аполлинария (Письма 145, 82), К одержимым гнилым учением Маркиона (Письма 145, 82, 116) и Книга таинственная в 12 томах (Письмо 82). Из трактата В защиту Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийс кого против Кирилла сохранились фрагменты. На это сочинение, написанное после 438 г. , указывает сам бл. Феодорит (Письмо 16); на него ссылались также на «разбойничьем соборе» 449 г.

Наиболее значительное христологическое сочинение бл. Феодо рита под названием Собиратель («Эранист» - букв, проситель, ни щий), составленное около 447 г. и направленное против монофизи тов, сохранилось полностью. Название трактата, как пишет бл. Фео дорит в предисловии, должно указать на то, что монофизитство есть не более чем собрание древних ересей, начиная с Симона волхва и гностиков и кончая Аполлинарием, Арием и Евномием. Сочинение состоит из четырех книг, из которых первые три написаны в форме диалога между православным и нищим-монофизитом: речь идет о неизменяемости Божественной природы Христа, несмешиваемости Божества и человечества, а также о бесстрастности Божественной природы. 4-я книга представляет собой суммарное изложение этой доктрины в 40 силлогизмах. В трактат включены 238 цитат из 88 святоотеческих текстов - есть все основания предполагать, что это собрание цитат было подготовлено антиохийцами к Ефесскому Со бору 431 г. с тем, чтобы там использовать его против Кирилла Александрийского. Трактат бл. Феодорита дошел до нас во второй редакции, появившейся после Халкидонского Собора 451 г. , в ней ко 2-му диалогу добавлены 12 цитат из догматического послания папы Льва I.

Небольшой трактат Изложение правой веры сохранился под име нем Иустина-мученика, однако в сочинении Севира Антиохийского «Против бесчестного Грамматика» он упоминается как произведение Феодорита. Предположительно он составлен бл. Феодоритом до на чала споров между Кириллом и Несторием. В начале трактата автор упоминает о своих «обличениях иудеев и эллинов», что, как предпо лагает М. Ришар, является ссылкой на сочинения Против иудеев (утраченное) и Врачевание эллинских недугов .

Трактат Ответы православным о некоторых недоумениях со хранился под именем Иустина мученика и может быть приписан бл. Феодориту с теми же основаниями, что и Изложение правой веры. В Катенах на Луку Никиты Ираклийкого Вопрос 58 цитиру ется как принадлежащий Феодориту; в рукописи X в. , опубликован ной А. Пападопуло-Керамевсом, весь трактат надписан именем бл. Фе одорита (Quasten J. P. 548-549).

Анонимный трактат О том, что один Сын, Господь наш Иисус Христос, может быть с большими основаниями приписан бл. Фео дориту; к тому же, вероятно, он сам ссылается на него (Письма 16, 109, 130).

Исторические и агиографические

Бл. Феодорит является одним из выдающихся историков Древней Церкви. Написанная им в апамийской ссылке (около 449 -450 гг.) Церковная история, задуманная как продолжение «Истории» Евсе вия Кесарийского, обнимает более чем столетний промежуток време ни: с 323 по 428 г. , т. е. с начала арианских смут до смерти Феодора Мопсуестийского. Бл. Феодорит не упоминает Сократа, Созомена и Руфина, прежде него описавших тот же период церковной истории, однако есть все основания предполагать, что он был знаком с их трудами и потому заостряет внимание не столько на событиях, проис ходивших вокруг Константинополя, о которых подробно рассказыва ли они, сколько на том, что одновременно происходило в Сирии и на крайнем Востоке. Пять книг бл. Феодорита имеют ярко выраженную антиеретическую направленность и должны служить доказательством победы Церкви над арианами. В отличие от Сократа и Созомена бл. Фе одорит показывает всех еретиков в негативном аспекте, а православ ных иерархов и правителей восхваляет за их добродетели без упоми нания об их ошибках. Вовсе не упоминается имя Нестория, ставшего патриархом Константинополя в 428 г. , отсутствует рассказ о нестори анских спорах, в которых сам бл. Феодорит участвовал. В Церковной истории бл. Феодорита сохранены документы, отсутствующие у дру гих авторов, что существенно повышает ценность его труда.

В Истории боголюбцев, составленной около 444 г. , бл. Феодо рит описывает жизнь 28 подвижников и 3 подвижниц, большинство из которых жили в окрестностях Антиохии и были лично знакомы бл. Феодориту. В гл. 1-20 описаны подвижники, отошедшие в веч ную жизнь, тогда как в гл. 21-31 бл. Феодорит говорит о тех, которые оставались в живых ко времени написания его книги. В конце книги в качестве эпилога прибавлено Слово о Божествен ной любви, в котором бл. Феодорит показывает, что только любовь Божия помогла этим подвижникам преодолеть все искушения диа вола и мира сего.

Последним из исторических трактатов бл. Феодорита было Собра ние еретических басен в пяти книгах, составленное около 453 г. В кн. 1-4 бл. Феодорит описывает все ереси со времен Симона волхва вплоть до своих современников - Нестория и Евтихия. 5-я книга называется Кратким изложением божественных догматов (см. выше). В качестве источников бл. Феодорит упоминает сочинения Иустина Философа, Иринея Лионского, Климента Александрийского, Оригена, Евсевия Кесарийского, Евсевия Эмесского и др. Однако он незнаком с таким важным сочинением по истории ересей, как «Пана рион» св. Епифания Кипрского. Среди сочинений бл. Феодорита на печатано Слово против Нестория и Споракия, в котором слово в слово повторяется глава о Нестории из Собрания еретических басен, а также добавлен новый материал. Это Слово, за исключением того, что заимствовано из «Собрания», является неподлинным.

У Захарии ритора (Церк. ист. 7, 6 - 7) сообщается, что Феодорит написал книгу О Халкидонском Соборе, которую впоследствии ис пользовал Македонии Константинопольский в своем сочинении про тив антиохийских богословов, написанном около 510 г. Эта книга бл. Феодорита до нас не дошла.

Беседы

Помимо 10 Бесед о Божественном Промысле бл. Феодориту при надлежало много других бесед, от которых остались лишь фрагменты. В «Деяниях IV и V Вселенских Соборов» сохранились обращения 6л. Феодорита к Халкидонскому Собору 451 г. Патриарх Фотий («Биб лиотека», № 273) упоминает о пяти Похвальных словах св. Иоанну Златоусту, принадлежащих бл. Феодориту, из которых он цитирует фрагменты. Похвальное слово на Рождество Иоанна Крестителя является подложным.

Письма

В XIV в. Никифору Каллисту было известно 500 писем бл. Фео дориа (Церк. ист. 1, 54), однако до нас дошло 232 письма, из которых 147 напечатаны Минем (PG 83, 1173-1409), 47 найдены в 1885 г. И. Сакеллионом и 36, датируемых временем между 431 и 437 гг. , сохранились в Соборных актах. Отдельно от этих собраний существу ет письмо к Авундию и (в сирийских фрагментах) письмо Иоанну Эгейскому. Письмо 113 (по изданию Миня) адресовано папе Льву I: в нем бл. Феодорит говорит о том, что он очистил от «заразы» Мар киона, Ария и Евномия более тысячи душ. 12 писем отправлены влия тельным лицам в Константинополе - бл. Феодорит просит защитить его от подозрений, будто он разделяет единого Сына Божия на двух сынов (Письма 92-96, 99-101, 103, 104, 106, 109). Остальные письма адресованы Флавиану и Проклу Константинопольским, Феодоту и Домну Антиохийским, Диоскору Александрийскому и другим лицам. Среди писем есть поздравительные: бл. Феородорит имел обыкнове ние посылать их своим друзьям после того, как праздники, с которыми он поздравляет, давно прошли (Письма 4 -6, 25, 26, 38 - 41, 54 - 56, 63, 64,74).

БИБЛИОГРАФИЯ

Творения, оригинальный текст

Migne,PG. - Т. 80-84.

A. Mohle. Theodoret von Kyros, Komnentar zu Jezaia. // Mutteilungen des

Septuaginta-Unternehmens der Wissenschaften zu Gottingen. - Bd. V. -

Berlin, 1932. L. Parmentier. Theodoret. Kirchengeschicte. // Die griechischen christlichen

Schriftsteller. - T. 19. - Leipzig, 1911. SChr. : Theodoret de Cyr. Commentaire sur Isaie. - T. 276, 295, 315. - Paris,

1980-1984. - Correspondance,lettres I-LII. - T. 40. - Paris, 1982.

Correspondance, lettres 1-95. - T. 98. - Paris, 1964. Correspondance, Iettres 96-147. - Till. - Paris, 1965. - Correspondance.

T. 429. - Paris, 1998. - Histoire des moines de Syrie. - T. 234, 257. Paris, 1977 - 1979. - Therapeutique des maladieshelleniques, v. 1 -2. - T. 57. - Paris, 1958.

Творения, русский перевод

Блаженный Феодорит. Толкование на Песнь Песней (на слав. яз.). -

М. , 1840. Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. - Ч. 1-7. -

М. , 1855-1861. Творения блаженного Феодорита, епископа Кирского. Письма (ч. 1 -

2). - Ч. 7-8. - Сергиев Посад, 1907-1908. История боголюбцев, или Повествование о святых подвижниках,

блаженного Феодорита. - СПб. , 1853. - То же. - Репринт. -

М, 1996. Церковная история Феодорита, епископа Кирского. - СПб. , 1852.

Литература

Глубоковский Н. Блаженный Феодорит. - Т. 1-2. - М. , 1890.

Глубоковский Н. Историческое положение и значение личности бл. Феодорита, епископа Кирского. // Прибавления к творениям святых отцов. - М. , 1891. - Ч. 47. - С. 309-396.

Горский А. , протоиерей. Жизнь блаженного Феодорита, епископа Кирского. // Прибавления к творениям святых отцов. - М. , 1855.

Ч. 14. - С. 309-396.

Малушкович В. Блаженный Феодорит Кирский как толкователь Ветхого Завета. - Л. , 1959.

Artzer J. J. The Imagery in the De providentia and the Graecorum affectionum

curatio of Theodoret of Cyr. - The Catholic University of America, 1970. Ashby G. W. Theodoret of Cyras as Exegete of the Old Testament. - Grahamstown,

1972. Asmus J. R. Theodorets Therapeutik und ihr Verhaltnis zu Julian. // Byzantinische

Zeitschrift. - Leipzig, 1894. - T. 3. - S. 116-145. Azema Y. Theodoret de Cyr d"apres sa correspondance. - Paris, 1952. Bardy G. Theodoret. // Dictionnaire de theologie catholique. - Paris, 1946. - T.

15. -P. 229-325.

Canviet P. Histoire d"une entreprise apologetique au Vеsiecle. - Paris, 1957. Canviet P. Le monachisme syrien selon Theodoret de Cyr. - Paris, 1977. Croke B. Dating Thedoret"s Church History and Commentary on the Psalms. //

Byzantion. - Bruxelles, 1984. - T. 54. - P. 59 - 74. EhrhardA. Die Cyrill von Alexandrien zugeschribene Schriftr Пεpί της του Κυρίου

ενανθρωπήσεως, einWerkdes Theodoret von Cyrus. - Tubingen, 1888. Guldenpenning A. Die Kirchengeschichte des Theodoret von Cyrus. - Halle,

1889. Gunter K. Theodoret von Cyrus und die Kampfe in der orientalischen Kirche, von

Tode Cyrillus bis zur Einberufung des sogenannten Rauberkonzils. -

Aschaffenburg, 1913. Halton Th. P. Studies in the De providentia of Theodoret of Cyrus. - The Catholic

University of America, 1963. Koch G. Strukturen und Geschicte des Heils in der Theologie des Theodoret von

Kyros. - Frankfurt im Main, 1974. Naaman P. Theodoret de Cyr et le monastere de St. Maroun. Les origines des

Maronites. - Berouth, 1971.

Parwis P. M. Theodoret"s Commentary on the Epistles of St. Paul. - Oxford, 1975. RichardM. Opera minora II. Turnhout, 1943 -1948.

RossiterF. Messianic Prophecy according to Theodoret of Cyrus. - Roma, 1950. Schulze J. Theodoret von Cyrus als Apologet. - Wien, 1904. Specht P. A. Der exegetische Standpunkt des Theodor von Mopsuestia und

Theodoret von Cyrus. - Miinchen, 1871. Stewardson J. L. Eucharist and Christology in Theodoret of Cyras. // Byzantine

Studies. - Irvine (Calif.), 1983. - V. 10. - P. 1 -18.

Похожие статьи