Рондо в творчестве русских композиторов. Происхождение и применение формы рондо Как называются новые темы рондо

РОНДО

Необходимо различать понятия: рондо – жанр;

рондо – форма.

Слово «рондо» (rondo) означает «круг».

Представление о круге – одно из важнейших в человеческом мышлении, связано с наблюдениями циклических процессов в природе и обществе:

― кругообразные, шаровидные космические тела, солнце;

― в обрядах – движение по кругу;

― символика кольца, как представления о замкнутой бесконечности во Вселенной («Все возвращается на круги своя …»).

Рондо – жанр = песенно-танцевальная музыка жизнерадостного, оптимистического характера, встречается часто в финале циклического произведения. Инструментальное рондо XVII – XX веков – это преимущественно гомофонная музыка.

Вокальное рондо (рондό, рондель, наряду с виреле, баллатой) – известно с XIV века (поздней готики, средневековья). Прообразом рондо явились хороводные, или так называемые круговые песни с припевом. Об этом говорит само значение слов «rondeau» - круг и «refrain» - припев.

В XIX – XX вв. происходит возрождение вокального рондо в оперных номерах, сценах, романсах.

Отличительные черты вокального рондо от предшествующих песенных (простых) форм:

― многочастность (многотемность);

― контраст частей;

― сочетание динамического развития (в эпизодах) со статической стабильностью (в референе);



― изменчивость характера изложения в процессе развития формы;

― масштабно-тематические параметры: форма большая, насыщенная, «сильная».

Рондо – форма основана на чередовании неоднократно возвращающейся основной темы – рефрена (R) и эпизодов (Э), которые могут быть построены на развитии темы рефрена или новых темах. Особенности вокального рондо подчинены форме поэтического текста. Количество разделов вокального рондо зависит от количества строф текста.

Основная схема формы: А В А С А … или: R Э1 R Э2 R …

Количество эпизодов, характер R и Э , их соотношение менялись в разные эпохи и этапы развития музыкального искусства.

Cтаринное рондо

Яркие представители ― французские клавесинисты барокко ― Шамбоньер, Жак (между 1601 и 1611 – 1672); Куперен, Франсуа (1668 – 1733); Рамо, Жан Филипп (1683 – 1764); Дакен, Луи Клод (1694 – 1772).

Характерные черты жанра – формы:

1. Многочастность : от 5 до 17 частей [Пример максимального

количества частей – Куперен. Пассакалья (Рондо)]

2. Небольшие размеры частей (8 – 16 тактов)

3. Рефрен , как правило, период из 2-х предложений повторного строения

4. Эпизоды – развитие материала рефрена

5. Отсутствие контраста

Встречается как самостоятельная пьеса или как часть цикла.

Пьесы: Куперен Ф. «Душистая вода», «Жнецы», «Тростники», «Любимая»; Дакен Л. «Кукушка»; Рамо Ж. «Нежные жалобы»

Часть цикла : Бах И.С. Концерт для скрипки E-dur, финал.

Классическое рондо

Яркие представители – западно-европейские классики – Й. Гайдн; В. Моцарт, Л. Бетховен.

После стиля «бури и натиска» Ф.Э. Баха форма рондо вступила в период эстетической регламентированности. Достигнуто высокое совершенство архитектоники, которое вместило в себя и разработочность, и глубину контрастов, и равновесие многообразия и единства.

Область применения: иногда самостоятельные пьесы «Рондо»; чаще – финалы (Гайдн, Бетховен) и медленные части (Моцарт) инструментальных циклов: сонат, камерных ансамблей, концертов, симфоний.

Характерные черты:

1. Наличие 5-ти частей

2. Увеличение масштабов разделов: рефрен – простая 2-3-частная форма

3. Эпизоды – самостоятельные по форме и тематическому содержанию разделы

4. Контрас т между рефреном и эпизодами – тональный, тематический, фактурный, динамический и др.

5. Необходимость введения связок между рефреном и эпизодами

6. Наличие коды (приводит контраст к эстетическому единству)

Послеклассическое рондо (XIX – XX вв.) – новый этап в развитии формы рондо.

В творчестве Р. Шумана: «Арабески», «Венский карнавал», «Новеллетты» строятся по принципу рондо. Карнавал – излюбленная тема: мелькание картин, масок, лиц, костюмов, настроений, танцев.

«Рондо – сюита» (на основе сложной 3-частной формы с двумя трио).

Шуман Р. «Арабески»:

А В св. А С А + кода

C-dur e-moll C-dur a-e moll C-dur

«Четное рондо»: рефрен не на первом, а на втором месте:

Шуман Р. «Blumenstück» (9 частей):

A R B R CD R1 C R + кода

Шопен Ф. Мазурка ор 30 № 2 (4 части): А В С В

Разные «запевы» завершаются одним «припевом».

Шопен Ф. Вальс cis-moll : А + В С + В А + В

Рондо в творчестве русских композиторов

Разнообразные типы рондо встречаются в вокальной музыке: романсах, оперных сценах, ариях, сольных и ансамблевых номерах.

Лирика – «Рондо Антониды» из оп. «Иван Сусанин» М. Глинки

Рондо Антониды представляет собой вторую часть арии, которая звучит после медленной каватины. Текст и музыка передают настроение светлого ожидания.Эпизоды здесь строятся на продолжающем мелодическом развитии целом ария имеет форму сложную 2-частную: 1-я часть – каватина, 2-я часть – рондо.

Схема рондо: А В А С А

Тональный план: f Es-c f Des-f f

Прием одинакового окончания эпизодов встречается в арии Фигаро «Мальчик резвый», которая написана в форме рондо (опера Моцарта «Свадьба Фигаро»). Окончания эпизодов на словах «Распростись ты с кружевами», что влечет за собой повтор в музыке.

Эпос – Интродукция из оп. «Руслан и Людмила» М. Глинки

Народность (псевдофольклор) – «Плач Ярославны» из оп. «Князь Игорь» А. Бородина

«Простое рондо» в романсах А. Бородина: «Спящая княжна», «Спесь»; Даргомыжского: «Ночной зефир», «Свадьба».

В романсе Даргомыжского «Ночной зефир » ― форма пятичастного рондо (А В А С А) отличается яркостью контраста не только в сопоставлении рефрена и эпизодов, но и самих эпизодов (учебник Коловского, с. 194 – 196).

«Усложненное рондо» - увеличение уровней, на которых действует структура рондо.

Глинка М. «Рондо Фарлафа» из оп. «Руслан и Людмила». Существуют две версии трактовки формы рондо.

1-я версия принадлежит В.Н. Холоповой (учебник «Формы музыкальных произведений», 2001. С. 111- 112): рефрен – простая 3-частная форма, 2 эпизода (похожие). Пять крупных частей и чередование мелких построений образуют 2-х уровневое рондо :

I уровень: ab a с ab a c 1 ab a

II уровень : b с b c 1b

2-я версия формы рондо дана в учебнике Коловского (с. 190 – 191). Его схема опирается на текстовую последовательность:

А В А С А D B A Кода

Близок Людмила, Близок Руслан, Близок В заботах Людмила, Близок

уж час напрасно уж час забудь ты уж час напрасно уж час

Сравнить обе версии трактовки формы рондо Фарлафа.

Бородин А. «Плач Ярославны» из оп. «Князь Игорь»: рефрен – простая 3-частная форма, 2 эпизода, 3-х уровневое рондо .

1-й уровень составляют 5 крупных построений (частей) с трехчастным рефреном;

2-й уровень – чередование и тональное сопоставление мелких разделов с рефреном самого плача (А);

3-й уровень образует гусельный отыгрыш:

A A B r A C r C r A D r E r A B r E r B r A

h, h, D-fis, h D-H h fis-G, c h, D-A, d, D-h, H, h

орк. орк. орк.

«Вариационное рондо» - в основе вариационный принцип развития. Пример: «Баллада Финна» из оп. «Руслан и Людмила» М. Глинки : 7 частей – 4 рефрена, 3 эпизода, которые по-разному развивают тему рефрена.

Все изложения рефрена – варианты расширения, сокращения и перегармонизации:

А – простая 3-частная форма с перегармонизацией репризы («Умчалась года половина»);

А1 – «Сбылись пылкие желанья» - двойная 3-частная форма с перегармонизацией репризы;

А2 – «В мечтах надежды» - синтез экспозиции с серединой (16 т.) и репризой (8 т.);

А3 – «Все колдовство» - период из 8 тактов, за которым следует большая кода (44 т.).

Эпизоды :

В – «Я вызвал смелых», ходообразное развитие рефрена (12 т.).;

С – «По бороде моей седой», фантазийное развитие рефрена с многократными энгармоническими модуляциями (44 т.);

D - «Ах, витязь», небольшой эпизод на органном пункте (14 т.).

У Римского-Корсакова и Чайковского – в оперных сценах, при появлении новых персонажей (эпизоды).

Мусоргский М. «Картинки с выставки» - рондо-сюита.

Глинка М. «Вальс-фантазия» - 9-частное рондо-сюита.

Рондо XX века

Связано с неоклассическими (необарочными) тенденциями в музыке.

Равель М. «Павана» - рондо типа французских клавесинистов.

Прокофьев С . Рондо – идеал «новой простоты»: Марш из оп. «Любовь к трем апельсинам».

Романс «Болтунья» (уч-к Коловского, с 192 – 193).

Схема: А В А1 С А2 D A3 F A

Тон план: G G As E C As As E G

Балет «Ромео и Джульетта»: «Менуэт», «Гавот», «Танец рыцарей», «Джульетта-девочка».

Опера «Война и мир»: Вальс Н. Ростовой и А. Болконского.

Понятие «микро – рондо» = строение темы;

«макро – рондо» = строение цикла

Рондообразные формы

Шопен Ф. Мазурка ор. 6 № 1: сл. 3-х частная форма с признаками рондо

Мендельсон Ф. «Песни без слов», № 14: двойная 3-х частная, близкая к рондо

Шопен Ф. Ноктюрн Des-dur = двойная 3-частная с чертами рондо

Шопен Ф. Вальс As-dur ор. 42: рондо-сюита

Дополнение

Отличия РОНДО от Сложной 3-частной формы

A B A C A A b A C a

1. Эпизоды и рефрен 1. Середина (С) – смысловой

равноценны по масштабу центр формы, максимальный

контраст по отношению к

окружающим частям

2. Кода – последний рефрен, 2. Реприза (часто сокращенная)

один из разделов формы результат, итог развития

3. Рефрен – всегда 3. Начальное построение может

однотональный быть модулирующим

4. не характерны знаки 4. типичны повторы, реприза

повторов da capo

Методическая разработка урока музыки для 2 класса по теме:

«Рондо как форма музыкального произведения».

МАОУ «Лицей №56» г. Новоуральска

Славгородская Оксана Юрьевна

Тема урока: «Рондо как форма музыкального произведения»

Тип урока : открытие новых знаний.

Цель урока : создание условий для формирования представления у обучающихся об особенностях музыкальной формы Рондо.

Форма урока : у рок-исследование.

Планируемые результаты: Учащиеся узнают о существовании музыкальной формы «Рондо», систематизируют полученные знания по теме, расширят представления о многообразии форм музыкальных произведений, сумеют применить знания, полученные на уроке.

Задачи:

Регулятивные

- объяснить происхождение термина Рондо;

Определить характерные признаки формы Рондо;

Организовать свою деятельность.

Познавательные

Развивать умение сравнивать разные формы музыкальных произведений;

Формулируют ответы на вопросы, анализируют и делают выводы;

Развивать творческие способности обучающихся;

Личностные, коммуникативные

Углублять интерес обучающихся к истории создания музыкальных произведений;

Формировать у обучающихся эмоциональное отношение к музыкальным произведениям;

Раскрыть влияние музыки на состояние человека;

Оценивать результаты деятельности.

Используемые методы обучения:

Методы обучения ПДО – подводящий и побуждающий диалоги;

Исследовательский;

Метод художественно-творческого моделирования;

Наглядный;

Словесно-практический.

Формы организации обучения:

Индивидуальная;

Групповая;

Фронтальная.

Ход урока

I этап. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности.

Учитель приветствует учащихся попевкой, дети тоже отвечают пением.

Учащимся предлагается определить своё настроение, с которым они пришли на этот урок по методу Люшера, выбрав одну из цветных карточек, цвет которой им больше нравится. Объясняют свой выбор. На основании выбранных цветных карточек, учитель делает вывод о настроении ребят, кратко комментируя ситуацию.

Учитель: Как вы думаете, может ли музыка влиять на настроение человека? А хотите проверить это сегодня? Тогда давайте попробуем!

Учитель : Скажите, над какой темой мы с вами работаем?

Ученики: Формы музыкальных произведений.

Учитель : А с какими музыкальными формами мы уже познакомились?

Ученики : Одночастная форма, двухчастная форма

Учитель : А как вы думаете, есть ли ещё какие-нибудь музыкальные формы? Какие?

Учитель : Давайте, проверим ваши предположения, правильны они или нет и возможно, мы сегодня сделаем музыкальное открытие.

А для этого нам нужно набрать как можно больше информации.

II этап. Актуализация знаний. Исследование.

Учитель: Первую информацию о нашей новой музыкальной форме вы сможете собрать из хорошо известных вам попевок: «Мы - второклассники», «Мы - мальчики», «Мы - девочки».

Сейчас мы исполним попевки в следующей последовательности:

Мы – второклассники

Мы – мальчики

Мы – второклассники

Мы – девочки

Мы – второклассники.

Учитель : А теперь нам предстоит схематически изобразить форму этих попевок. В этом вам помогут те символы, которые лежат у вас на партах. Но прежде, я предлагаю вам посчитать, сколько у вас символов?

Ученики: 4

Учитель : А теперь давайте ещё раз споём и посчитаем сколько у нас куплетов.

Ученики : 5

Учитель : Ребята, я убеждена, что того количества символов, которое есть у вас на партах вполне хватит. Постарайтесь расположить их в той последовательности, в которой звучали попевки. (групповая работа)).

(Ученика, у которого получится круг, вызвать к доске и попросить объяснить свои действия).

Учитель : Движение музыки по кругу получило название РОНДО, что в переводе на русский язык означает «КРУГ».

Учитель: Следующую информацию о форме Рондо вы получите, проанализировав предложенную вам схему. А для этого надо ответить на 2 вопроса:

    Есть ли в этой форме постоянно повторяющиеся части? Какие?

Постоянно повторяющаяся часть называется РЕФРЕН – это повторяющаяся часть.

    Есть ли в этой форме меняющиеся части? Какие?

Эти части получили название – ЭПИЗОДЫ. Их может быть разное количество, но у нас 2 эпизода. (разбор эпизодов по характеру).

Учитель : Ребята, как вы думаете, ответили мы на вопрос урока о новых формах в музыке или нет?

Ученики : Да, узнали о новой музыкальной форме.

Учитель: Понравилась ли вам новая музыкальная форма «РОНДО»?

А хотелось бы вам познакомиться с другими произведениями, которые так же написаны в форме Рондо?

Ученики : да.

III этап. Применение .

Учитель: Я с удовольствием вам объявляю, что известная нам песня Д. Кабалевского «Зачем нам выстроили дом?» написана в форме «Рондо». (Пение).

Учитель: Дети, проанализируйте текст этой песни. Обратите внимание на последний рефрен, он не дописан и не допевался, как вы думаете, почему?

Учитель : В форме Рондо музыка звучит по кругу. А последняя строчка как бы разрывает наш круг. Это сделано для того, чтобы закончить песню. Последняя часть называется КОДА.

Учитель: Знакомство детей с композитором Вольфгангом Амадеем Моцартом, и

3-й частью «Сонаты №2», которую ещё называют «Турецкий марш». Обратить внимание детей на форму этого произведения. (Слушание).

Учитель: - Понравилось вам это произведение? Чем?

А в какой форме написан это марш? (ответы детей)

А кто из вас может напеть мелодию Рефрена? А эпизоды?

У этой музыки есть ещё одно название - «Рондо в турецком стиле». Повторное слушание в оркестровом исполнении).

Учитель: А возможно ли использование формы Рондо в литературе? Давайте проверим?

(Дети рассматривают карточки с иллюстрациями к «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина», и пытаются определить форму сказки).

Учитель : Ребята, а как вы думаете, это все музыкальные формы? (нет).

Вот нам и предстоит узнать, какие ещё существуют формы музыкальных произведений на следующих уроках.

IV этап. Рефлексия.

Учитель : - Какое открытие вы сегодня сделали?

Понравилась ли вам новая музыкальная форма?

Что больше всего понравилось на уроке?

Я предлагаю вам снова выбрать цветную карточку, которая соответствует вашему настроению к концу урока и объясните свой выбор. Правда ли музыка повлияла на ваше настроение?

Поём с тобой всегда свободно

Открытую сегодня форму «РОНДО».

Что означает, точно знаем, «КРУГ»

И этот круг встречаем мы вокруг.

На части разложили РОНДО мы

И новым знанием озарены!!!

Вот на запеве каждый узнаёт

Часть РОНДО это – ЭПИЗОД!

Мы повторим припев, недопустим обмен,

Ведь эту часть зовут – РЕФРЕН!

Заканчивается точкой ода,

А мы, ребята, скажем это – КОДА!

Похлопаем в ладоши те, кто многое узнали,

И те, кто вместе с нами, не скучали!!!

V этап. Домашнее задание.

1. Написать эссе на тему «Рондо»,

2. Найти примеры формы «Рондо».

Введение

1) Цель исследования – определение формы III части сонаты A-Dur В.А. Моцарта.

Задача – Логически разобрать произведение, изучить и определить форму произведения.

Метод исследования – работа с нотным текстом, изучение теоретической научной литературы.


Определение и характеристика формы

Основной принцип рондо. Название «рондо» (круг) присваивается формам, где неоднократные проведения основной темы чередуются с эпизодами. В отличие от форм двухчастных, трехчастных, трех – пятичастных, для рондо определяющим признаком не является ни общее число частей, ни их внутренняя структура. Признак этот заключается в расположении частей, определенном их распорядке. Наиболее кратко принцип рондо может быть характеризован следующим образом: чередование различного с неизменным. Отсюда вытекает, что части, лежащие между проведениями темы, должны быть всякий раз иными. Из этого следует также, что рондо в его нормативном виде содержит двоякий контраст:

· тема и эпизод

· эпизоды между собой.

Понятия различного и неизменного должны трактоваться гибко, в зависимости от общего характера произведений, от черт стиля. То, что в одних случаях должно быть расценено как «различное», в других случаях выполняет функцию неизменного в своей основе, но подвергшегося большей или меньшей модификации.

Подобно другим репризным формам, рондо создается взаимодействием двух принципов формообразования – повторности и контраста. Но, в отличие от этих форм, оба принципа здесь действуют неоднократно. Поэтому с точки зрения общих принципов рондо должно быть определено как ряд контрастов, всякий раз замыкаемых повторностью, или же, наоборот, как многократное восстановление нарушаемого равновесия. Именно отсюда проистекает возможность определять рондо как форму, где главная тема проходит не менее трех раз.

Смысл формы, заложенный в ее основном принципе, двояк. Он заключается, с одной стороны, в настоятельном утверждении главной мысли – «рефрена», а с другой стороны, в последовательном внедрении разнообразия. Переменчивостью второстепенных частей оттеняется стойкость главной темы; в то же время сменяемость эпизодов производит особенно выгодное впечатление на фоне повторений одной и той же темы. Форма, таким образом, художественно двулика, и в слиянии противоположных, но взаимодополняющих качеств заключена ее особая эстетическая ценность.

Двуликость формы рондо может быть описана и с точки зрения процессуальной: в рондо действуют две силы, одна из коих стремится удалить нас от центра в любых, не совпадающих направлениях; другая же сила стремится вернуть нас к неизменному центру. Происходит, таким образом, борьба центробежных тенденций с центростремительными при поочередном торжестве то тех то других.

Рефрен рондо. Рефрен заслуживает особого внимания. Внося единство в форму, рефрен, по Асафьеву, есть «мнемоническая веха», ориентирующая слушателя среди многообразия. В этом определении подчеркивается не только конструктивная, но и коммуникативная роль рефрена. Там же автор указывает на противоположные функции заключенные в рефрене, – принцип тождества играет не только объединяющую, но и направляющую роль. «Он и стимул, и тормоз, и исходная точка, и цель движения». Приведенная формулировка – одно из ярких проявлений диалектической закономерности, установленной Асафьевым, – взаимопревращений начального импульса и замыкания. Развивая эту мысль следует отметить единственный в своем роде полифункционализм заложенный в основной теме рондо: рефрен представляет исключительный случай, где музыкальная мысль поочередно наделена и начальной, и промежуточной, и заключительной функцией. Такая множественность положений и ролей должна получить отражение при сочинении рефрена. Так, ему должны быть присущи черты «инициативности» (определенность вступления, ясно очерченные интонации) и в то же время – завершительности (добротная кадансовая концовка, общее преобладание устойчивости, метрическая завершенность). Однако ни то, ни другое не должно быть чрезмерно подчеркнуто. В противном случае рефрен будет «односторонен», что затруднит либо появление эпизода, либо последующие вступления рефренов. Полифункционализм может учитываться композитором либо в меньшей, либо в большей степени.

Эволюция формы Рондо

Выделяют три периода развития Рондо:

Ø Старинное (куплетное) рондо;

Ø Рондо классической эпохи:

1) Малое рондо (однотемное и двухтемное) .

2) Большое рондо (регулярное рондо с повторением побочных тем, нерегулярное рондо, сонатная форма с эпизодом вместо разработки.

Ø Послеклассическое рондо.

Исторически все типы рондо следовали друг за другом, внося изменения в двух направлениях:

1. Образно-тематическом соотношении рефрена и эпизодов;

2. Структурном и количественном.

Поэтому логичнее (очертив исторические рамки каждого из 3-х типов рондо) дать сравнительную характеристику, опираясь на указанные выше направления. Так «качественный» уровень рондо определяется:

· Тематической близостью или контрастностью рефрена и эпизодов. Музыкальное мышление эволюционировало от однотемности и образной однородности материала в куплетном рондо через контрастно-оттеняющие и дополняющие взаимоотношения разделов в классическом рондо, и автономности и даже затмевающему рефрен контрасту эпизодов в послеклассическом рондо. Как оказалось, авторитет рефрена французских и немецких клавессинистов основывался на простой периодичной неизменной повторности. Венские классики значение рефрена упрочивали путем контрастного его соотношения с различными эпизодами. А романтики и последующие композиторы к рефрену относились как к источнику галереи образов и связующему компоненту всей композиции, поэтому они допускали в рефрене изменение.

· Тональным планом и «стыками» эпизода с рефреном. При этом именно классикам удалось внести внутреннее движение и динамический процесс (иногда скромный, но у Бетховена очень рельефный). Романтики и другие композиторы XIX–XX веков тоже использовали это в своих композициях и в чем-то пошли дальше. В результате понадобилась кода.

Что подразумевается под «количественным» уровнем – это:


создания рондо. 3. Изучить гармонический язык Гайдна представить модель отдельных гармонических оборот присущих «Венгерскому рондо» Гайдна. 1. Обзор основных источников посвященных изучению гармонии венского классицизма Конец XVIII - начало XIX века, период венского классицизма - расцвет мажоро-минорной системы и, следовательно, гармонии как действенного организующего фактора. Система эта...

Теоретических понятий и недостаточно разработанными методиками, направленными на формирование, усвоение и расширение музыкального тезауруса по музыкальному формообразованию. Цель работы - рассмотреть педагогические основы освоения тезауруса по музыкальным формам на уроках музыки в средних классах Объект - процесс освоения тезауруса по музыкальным формам Предмет - педагогические условия...




Произведение при слушателях, находясь за синтезатором; популярны также сочетания заранее записанной музыки и живых исполнителей), и она не поддается традиционным методам музыкального анализа. Лады народной музыки Как мы помним, "ладом" принято называть "систему взаимоотношений звуков". Иными словами, среди всех 12 нот темперированной октавы для конкретного музыкального сочинения выбирается...

Меньше возможностей для создания экспрессивности, чем лексический, что связано с небольшим разнообразием морфологических способов выражения содержания. Тем не менее, этот уровень также интересен при комплексном лингвистическом анализе. На данном уровне мы рассмотрим экспрессивные и стилистические возможности отдельных частей речи и форм слов в цикле С. А. Есенина «Персидские мотивы». Так как мы...

«Ярость из-за потерянного гроша» Л. Бетховена, «Турецкое рондо» В. А. Моцарта, «Интродукция и Рондо-каприччиозо» Сен-Санса... Эти столь различные произведения объединяет то, что они написаны с помощью одной и той же музыкальной формы. Многие знаменитые композиторы использовали ее в своем творчестве. Но что такое рондо, как его отличить от прочих форм музыкального искусства? Давайте начнем с определения этого понятия и постигнем его тонкости.

Поэтическое искусство

Чтобы избежать путаницы, следует помнить, что этот термин одновременно имеет отношение к двум сферам - литературе и музыке. И это совершенно неудивительно. Если говорить о поэзии, то рондо - это одна из стихотворных форм.

Она имеет особую композицию, которая состоит из 15 строк, при этом девятая и пятнадцатая строчки представляют собой начальные слова первой. Данная форма зародилась во Франции в XIV столетии и активно употреблялась в русской поэзии XVIII и начала XX века.

Форма рондо в музыке

Теперь можно перейти к описанию рондо непосредственно в музыке. Впервые оно появилось во Франции времен Средневековья. Название формы ведет свое начало от слова rondeau - "круг". Так называли хороводные песни. При их исполнении солисты-запевалы исполняли свои фрагменты произведения, а хор повторял припев, в котором и текст, и мелодия оставались неизменными. Эти песни и оказались прообразом музыкальной формы рондо.

Это специфический способ создания произведения, при котором основная тема - ее обычно называют рефреном - постоянно повторяется (как минимум трижды), чередуясь при этом с другими музыкальными эпизодами. Если мы обозначим рефрен A, а иные фрагменты - прочими буквами, то упрощенная схема произведения будет выглядеть так: AB-AC-AD и так далее. Однако рондо не должно становиться и слишком длинным. Как правило, в него входят от пяти до девяти частей. Интересно, что самое длительное рондо включало в себя 17 фрагментов. Это пассакалия французского клавесиниста Франсуа Куперена. К слову, именно данный стал прародителем популярной сегодня электронной музыки. Также он имеет много общего с хип-хопом, где на рефрен принято накладывать другие фрагменты. Единственное отличие - основной мотив играет постоянно, а не чередуется с другими отрезками произведения.

Разновидности

Теперь, определив, что такое рондо в музыке, можно обратить внимание на различные его варианты. Если говорить о количестве тем и структуре, то выделяют следующие его типы. В первую очередь малое рондо, большое, а также сонатный тип, названный так потому, что в нем проявляются некоторые черты сонаты.

Различные композиционные варианты позволяют широко использовать данную форму в музыке. Исторически различают старинное рондо, классическое, с меньшим количеством более контрастных и крупных разделов и послеклассическое. Интересно будет проследить, как преобразовывалась эта музыкальная форма по мере своего развития.

История развития формы

В течение долгих веков музыкальная форма рондо значительно меняется по сравнению со своей первоначальной народной версией. Из песенно-танцевального искусства она постепенно переходит в инструментальную сферу. Рондо используют в своем творчестве именитые композиторы-клавесинисты, творившие во Франции XVII - начала XVIII веков: Франсуа Куперен, Жак Шамбоньер, Жан-Филипп Рамо. В это время главенствующим стилем искусства является рококо, музыка отличается большим изяществом, изысканностью и обилием украшений. И рондо не исключение. Но, несмотря на преувеличенную внешнюю грациозность и легкость музыки этого стиля, в ней всегда прослеживается глубокое внутреннее наполнение и содержательность.

Влияние венских классиков

В дальнейшем музыкальная форма данного направления существенно изменяется. Это связано с глобальной сменой стиля искусства, с новым мировосприятием человека, которое не могло не отразиться на характере творчества поэтов, художников и, конечно, композиторов. Стоит обратить внимание на особенности развития формы рондо в музыке венских классиков. Одним из первых, кто использовал ее, был Й. Гайдн. Именно тогда эта музыкальная форма обрела классические черты. А в творчестве В. А. Моцарта она достигает высочайшего расцвета. Говоря об этом, нельзя не упомянуть его знаменитое «Турецкое рондо».

При написании этого переложил традиционную турецкую оркестровую военную музыку для исполнения на фортепиано. Изящная, бодрая, живая, очень хорошо известна и любима многими. Еще одним знаменитым композитором, использовавшим данную музыкальную форму, был Л. Бетховен. В его творчестве рондо - это уже большая глубина, мужественность и масштабность. Именно он начинает использовать смешанные музыкальные формы. Речь идет о сонатном рондо. Широко известна его шутливая и задорная «Ярость из-за потерянного гроша», также написанная в данной форме.

Русские представители

В русском искусстве музыкальная форма данного направления также использовалась многими именитыми композиторами. С помощью его выразительных возможностей они расширяли рамки распространенных музыкальных жанров. Например, в романсе А. П. Бородина «Спящая княжна» за счет повторяемости рефрена, свойственной рондо, создается впечатление непреодолимости, беспробудности сна героини. Эпизоды сменяют друг друга, контрастируя с неизменной и размеренной неторопливостью основной темы.

Форма рондо в музыке советской поры также употреблялась. Это имело несколько проявлений. Большей частью использовались элементы рондообразного построения произведения. Например, в опере С. С. Прокофьева "Семён Котко", написанной по повести В. П. Катаева "Я сын трудового народа". Здесь композитор, следуя принципам композиции рондо, добивается чудесной художественной выразительности: повторяемость этой формы, ее способность объединять и связывать различное, служит способом передачи общности эмоций всех героев.

Будущее формы

Теперь, когда мы уже больше знаем о том, что такое рондо, можно попытаться сделать небольшие выводы и предположения. Как видим, выразительные способности этой формы позволяют использовать ее в разных жанрах, удивительным образом преобразуя и дополняя их. И, наверное, в современном искусстве и даже в музыке будущего найдется для нее место. Что примечательно, рондо не так давно дебютировало в кинематографе. Именно этот термин наиболее емко описывает сюжет картины "Начало".

Ведь рондо - это сочетание постоянного с изменчивым, временного с незыблемым, бурного с размеренным и, тем не менее, вечное возвращение на круги своя. И в этом оно сродни нашей жизни и даже самой природе с ее неизменной цикличностью.

rondeau ; иногда форму куплетного рондо по французской традиции также называют «рондо́», с ударением на последнем слоге).

Куплетное рондо было одной из любимых форм французских клавесинистов - Ж. Шамбоньера , Ф. Куперена , Ж-Ф. Рамо и других. В большинстве это программные пьесы, обычно - миниатюры, самого разного характера. В этой форме эти композиторы писали и танцы. В немецком барокко рондо встречается редко. Иногда применяется в финалах концертов (И. С. Бах . Концерт для скрипки с оркестром E-dur, 3-я часть). В сюитах это часто подражание французскому стилю (в той или иной мере) либо танцы французского происхождения (И. С. Бах. Паспье из Английской сюиты e-moll).

Различна продолжительность формы. Норма - 5 или 7 частей. Минимум - 3 части (Ф. Куперен. «Le Dodo, ou L’Amour au berceau» и «Les Barricades Mystérieuses»). Максимально известное количество частей (в принципе для рондо) - 17 (Пассакалия Ф. Куперена).

Рефрен излагает ведущую (почти всегда - единственную во всем произведении) тему, её доминирующая роль сильно выражена. Обычно он написан компактно, в гомофонной фактуре и имеет песенный характер. В большинстве случаев он квадратен (в том числе у И. С. Баха) и имеет форму периода .

Последующие проведения рефрена всегда в главной тональности . Он почти не меняется, единственное нормативное изменение - отказ от повторения (если оно было в первом проведении рефрена). Варьирование рефрена крайне редко.

Куплеты почти никогда не имеют нового материала, они развивают тему рефрена, оттеняя её устойчивость. В большинстве случаев имеет место одна из двух тенденций: малые отличия куплетов друг от друга или целенаправленное развитие куплетов, накопление движения в фактуре.

Старинная концертная форма

Эта форма не является одной из форм рондо, хотя в её основе - тот же принцип. От рондо она принципиально отличается очень масштабными изменениями первой темы (здесь - ритурнеля) при её повторных возвращениях: все они (кроме заключительного) транспонированы, часто проводятся в сокращённом виде. При этом достигается не характерная для рондо динамика развития, иногда даже превосходящая динамику сонатной формы у классиков.

Рондо в творчестве К. Ф. Э. Баха

В качестве иллюстрации сказанного можно привести схему Рондо К. Ф. Э. Баха B-dur для клавира . Первая строчка - тип раздела (Р - рефрен, ЭП - эпизод), вторая - количество тактов, третья - локальная форма раздела, четвёртая - тональность раздела, пятая - аналогия разделов произведения с разделами сонатной формы (ГП - главная партия, ПП - побочная партия):

Р ЭП 1 Р ЭП² Р ЭП³ Р ЭП 4 Р ЭП 5
(ЭП²)
Р ЭП 6 Р Р 1 ЭП 7
(ЭП 3, 4)
Р
8+4+8 12 8 11 8 8+8 4+8 11 8 8 4+4 8+25 8 23 8+16+14+19 15
3 ч. ф. период период
B c-B F B-Es Es c c c-E E a d d-B B B b B
(ГП) (ПП) (ПП²) (ГП) (ПП²)

Рондо классической эпохи

Схема этой формы такова:

А - ход - B - ход - A
Т не-Т Т

Такая структура называется нечётным рондо (по количеству проведений тем, не считая ходов). Иногда произведение может заканчиваться второй темой (B), такая структура называется чётным рондо :

А - ход - B - ход - A - ход - B 1
Т не-Т Т Т

Форма может быть продолжена ещё и завершаться на проведении главной темы:

А - ход - B - ход - A - ход - B 1 - ход - A
Т не-Т Т Т Т

Двухтемное рондо в основном применяется в медленной музыке лирического характера (медленные части циклов , ноктюрны , романсы и т. п.) и в оживлённой моторной, часто жанрово-танцевальной (финалы циклов, этюды , отдельные пьесы и т. д.).

Главная (первая) тема обычно написана в простой форме, чаще всего в простой двухчастной . Она устойчиво излагается в главной тональности и имеет ясную каденцию .

Вторая тема в той или иной мере контрастирует с первой и имеет самостоятельное значение. По тематизму она может быть производной от главной. В большинстве случаев она устойчива, но может быть и неустойчивой. Часто вторая тема написана в простой двухчастной , реже - в форме периода .

Иногда может пропускаться один из ходов (чаще - уводящий). Ходы могут иметь свой тематический материал или же развивать материал темы.

Схема наиболее распространённой разновидности такова:

А B A C A B A
Т D T S T T Т

Обозначения тональностей условны (для эпизодов), хотя тональный план, показанный на схеме, более распространён.

Иногда может быть пропущено одно из проведений рефрена при повторении (Гайдн . Симфония № 101 D-dur, 4-я часть).

Структура этого типа рондо обладает иными, более масштабными пропорциями. Иначе воспринимается начальный участок формы (ABA) - теперь это уже целый экспозиционный раздел. В большинстве случаев перед центральным эпизодом (С) отсутствует ход - чтобы ярче отделить его от экспозиционного и репризного разделов. Контраст между рефреном и центральным эпизодом больше, чем между рефреном и первым эпизодом - часто меняется характер (например, с подвижного танцевального на распевный и лирический).

Похожие статьи