Смелость и трусость в экстремальных ситуациях, на войне. Шенграбен и аустерлиц Тема трусости в произведении война и мир

Произведение Льва Толстого насыщено военными действиями. Вместе с автором, вслед за ним, читатель на страницах произведения «Война и мир» увидеть невероятные картины битв и сражений: Бородинского, Шенграбенского, Аустерлицкого. Но писатель не только показывает боевые действия, но, прежде всего, он желает показать каждого человека как личность, отдельно, как он, военнослужащий или генерал, вовлеченный в шумящий поток боевых действий, проявит и покажет себя.

Участников в этих событиях много. Это и главнокомандующие армией и с одной стороны, и с другой. Это и все штабное начальство, генералы, офицеры и, безусловно, военнослужащие и партизаны. Чтобы читатель увидел их полнее, осознал не только масштабность всего события, но и увидел каждого отдельного человека, автор старается поставить их в самые различные ситуации: боевая и мирная жизнь. Известно, что сам Лев Толстой тоже воевал, он участвовал в боевых действиях на Кавказе и проявил себя при обороне Севастополя. Поэтому-то он и старается показать настоящую и суровую военную правду, не приукрашивая ее. А она состоит и из страданий, и из крови, и из смерти.

Но именно в таких условиях и проявляются прекрасные качества человека: храбрость, мужество, героизм. В толстовской эпопее показаны две войны: 1805 – 1807 года, которая проходила за границей, и в России в 1812 году. Разные участники с различными характерами встречаются и на одном фронте, и на другой. Например, героический переход совершает отряд Багратиона, показан героизм и талантливого полководца российской армии Кутузова. Но им противопоставлен бездарный и тщеславный Мака, австрийский генерал.

Но особую храбрость проявляют простые русские крестьяне, ставшие военнослужащими, их честные командиры. Но среди штабных командиров оказывается много трусов и предателей. Особенно выделяется из них Жерков. После того, как его выгнали из русского полка, смог легко пристроиться к самому Багратиону ординарцем. Он всем говорил, что воевать он не желает, а вот медали и ордена можно получить намного больше, даже для этого ничего не делая.

А вот настоящие герои, которые смогли проявить мужество и храбрость на поле битвы, скромны и просты. Они раскрываются в бою, показывая силу характера и духу. Стойкие и твердые в исполнении, они вызывают лишь только восхищение. Одним их таких героев является Тимохин. Он ротный командир, который успешно сохранил свою роту. Но для своих солдат он всегда будет примеров. Он сам, своим примером, вдохновил рядовых своей роты на неожиданную атаку французов. Это позволило отбросить неприятеля и дать возможность другим батальонам немного опомниться и привести себя в порядок.

Автор старается показывать все правдиво, поэтому картины неразберихи и героических подвигов просто переплелись. Ярким примером этого служит описание на страницах романа сражение, которое состоялось под Аустерлицем. Всюду царил беспорядок, и была какая-то бестолковщина. Одни войска скучали в ожидании боя, а другие умирали, получали множество увечий и ранения. И те, кто пока ожидали, видя всю эту бестолковщину, постепенно падали духом. И это есть настоящая правдивая картина.

Яркими сражениями в романе, где проявился мужество и удаль, являются Шенграбенское и Аустерлицкое. Они велись вне Российского государства, и цели ее для простого народа совсем была не понятны. Совсем по-другому выглядит война 1812 года, когда в ней заключен огромнейший смысл и цель – защищать свою родину. Эти сражения 1812 года были народными, так как велась против тех врагов, которые посягнули на независимость России.

Огромнейший французский полк, в котором было пятисот человек, обрушилась на страну. Об этой моще Наполеона уже ходила слава, как о самой непобедимой и сильной. Но в Российском государстве эта грозная мощь получила мощное сопротивление. Не только военные встали стеной, но и поднялся весь народ, который защищал свою страну и независимость.

Автор правдиво показывает, как все население, забыв о своем имуществе, бросая его, покидая Москву, которая могла вот–вот перейти в руки французов. Но это происходило не только в Москве, но и других деревнях и городах.

Чтобы противостоять этой сильнейшему наполеоновскому войску, начинают создаваться партизанские отряды. Самыми крупными и героическими на страницах толстовского романа-эпопеи являются отряды Долохова и Денисова. Писатель повествует и о дьячке, который возглавляет один из отрядов. В его повествование находится место и Василисе, старостихе, которая смогла побить много французов. Более сотни неприятеля погибло от ее рук. Партизаны не действовали открыто, они пытались уничтожить огромнейшее французское войско по частям. Отважно сражаясь, они постепенно уничтожали врагов, освобождая свою землю.

В результате война, которая со стороны французской армии, была захватнической, то со стороны России освободительная и народная, закончилась. Именно народ сделал все для того, чтобы победить. Только он проявил небывалое мужество и отвагу. Героизм проявляли и полководцы, и генералы, которые также повлияли на то, чтобы огромнейшая бесчисленная сила Наполеона была разгромлена.

Уважаемые старшеклассники!

Данный учебный материал поможет Вам сориентироваться в аргументах к сочинению по русскому языку на ЕГЭ.

Расположение учебного материала

1.Номер тома, части, главы романа Л.Н.Толстого «Война и мир» (ТОМ 1 ЧАСТЬ 2 ГЛАВЫ 19 - 20)

2.Тема , для которой можно использовать данный фрагмент

3.Фрагмент

В каждом фрагменте жирным шрифтом выделены опорные слова.

ТОМ 1 ЧАСТЬ 2 ГЛАВА 19

РОЛЬ БАТАРЕИ ТУШИНА В ШЕНГРАБЕНСКОМ СРАЖЕНИИ

Атака 6-го егерского обеспечила отступление правого фланга. В центре действие забытой батареи Тушина , успевшего зажечь Шенграбен , останавливало движение французов . Французы тушили пожар , разносимый ветром, и давали время отступать.

ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА. ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА НА ВОЙНЕ.

ТРУСОСТЬ ШТАБ-ОФИЦЕРА ЖЕРКОВА

Жерков , бойко, не отнимая руки от фуражки, тронул лошадь и поскакал. Но едва только он отъехал от Багратиона, как силы изменили ему . На него нашел непреодолимый страх , и он не мог ехать туда, где было опасно.

Подъехав к войскам левого фланга, он поехал не вперед, где была стрельба, а стал отыскивать генерала и начальников там, где их не могло быть, и потому не передал приказания .

ЧЕЛОВЕК И ВОЙНА. ОТНОШЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА К ВОЙНЕ.

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ВО ВРЕМЯ ИСПЫТАНИЙ.

КАК НИКОЛАЙ РОСТОВ УЧАСТВОВАЛ В ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 1805-1807ГГ.?

НИКОЛАЙ РОСТОВ ДУМАЛ О ЖИЗНИ, О ВОЙНЕ И СМЕРТИ.

«Поскорее, поскорее бы!» - думал Ростов, чувствуя, что наконец-то наступило время изведать наслаждение атаки, про которое он так много слышал от товарищей-гусаров.

«Ну, попадись теперь кто бы ни был!», - думал Ростов, вдавливая шпоры Грачику, и, перегоняя других, выпустил его во весь карьер.

…и Ростов почувствовал, как во сне, что продолжает нестись с неестественною быстротой вперед и вместе с тем остается на месте.

«Что же это? я не подвигаюсь? - Я упал, я убит…- в одно мгновение спросил и ответил Ростов. «Нет, я ранен, и лошадь убита». Где были наши, где были французы - он не знал . Никого не было кругом.

«Что это за люди? Неужели французы?» Он смотрел на приближавшихся французов, и, несмотря на то, что за секунду скакал только затем, чтобы настигнуть этих французов и изрубить их, близость их казалась ему так ужасна, что он не верил своим глазам. «Кто они? Зачем они бегут? Неужели ко мне? И зачем? Убить меня? Меня , кого так любят все?» Ему вспомнилась любовь к нему его матери, семьи, друзей, и намерение неприятелей убить его показалось невозможно.

Он схватил пистолет и, вместо того чтобы стрелять из него, бросил им в француза и побежал к кустам что было силы . Не с тем чувством сомнения и борьбы, с каким он ходил на Энский мост, бежал он, а с чувством зайца, убегающего от собак. Одно нераздельное чувство страха за свою молодую, счастливую жизнь владело всем его существом . Француз остановился и прицелился. Ростов собрал последние силы взял раненую левую руку в правую и побежал до кустов. В кустах были русские стрелки.

ТОМ 1 ЧАСТЬ 2 ГЛАВА 20

ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ВОЙНЫ.

НРАВСТВЕННОЕ КОЛЕБАНИЕ СОЛДАТ.

ПАНИКА И СТРАХ СРЕДИ СОЛДАТ.

Пехотные полки, застигнутые врасплох, в лесу, выбегали из леса, и роты, смешиваясь с другими ротами, уходили беспорядочными толпами. Один солдат в испуге проговорил страшное на войне и бессмысленное слово: «Отрезали!», и слово вместе с чувством страха сообщилось всей массе .

Несмотря на отчаянный крик прежде столь грозного для солдат голоса полкового командира, несмотря на разъяренное, багровое, на себя не похожее лицо полкового командира и махание шпагой, солдаты всё бежали, разговаривали, стреляли в воздух и не слушали команды . Нравственное колебание, решающее участь сражений, очевидно, разрешалось в пользу страха.

ИСТИННОЕ ГЕРОЙСТВО ТИМОХИНА

Всё казалось потеряно, но в эту минуту французы, наступавшие на наших, вдруг, без видимой причины, побежали назад, скрылись из опушки леса, и в лесу показались русские стрелки. Это была рота Тимохина , которая одна в лесу удержалась в порядке и, засев в канаву у леса, неожиданно атаковала французов. Тимохин с таким отчаянным криком бросился на французов и с такою безумною и пьяною решительностью, с одной шпажкой, набежал на неприятеля, что французы, не успев опомниться, побросали оружие и побежали… Бегущие возвратились , батальоны собрались, и французы, разделившие было на две части войска левого фланга, на мгновение были оттеснены.

ПОКАЗНОЕ ГЕРОЙСТВО ДОЛОХОВА

Ваше превосходительство, вот два трофея, - сказал Долохов , указывая на французскую шпагу и сумку. - Мною взят в плен офицер. Я остановил роту … Вся рота может свидетельствовать. Прошу запомнить, ваше превосходительство!

Но Долохов не отошёл; он развязал платок, дернул его и показал запекшуюся в волосах кровь.

- Рана штыком, я остался во фронте. Попомните, ваше превосходительство .

ПОДЛИННОЕ - НЕПОКАЗНОЕ - ГЕРОЙСТВО КАПИТАНА ТУШИНА.

САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЙ КАПИТАНА ТУШИНА.

ОТСУТСТВИЕ СТРАХА И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ НА БАТАРЕЕ ТУШИНА.

Про батарею Тушина было забыто, и только в самом конце дела, продолжая слышать канонаду в центре, князь Багратион послал туда дежурного штаб-офицера и потом князя Андрея, чтобы велеть батарее отступать как можно скорее. Прикрытие, стоявшее подле пушек Тушина, ушло по чьему-то приказанию в середине дела; но батарея продолжала стрелять и не была взята французами только потому, что неприятель не мог предполагать дерзости стрельбы четырёх никем не защищенных пушек . Напротив, по энергичному действию этой батареи он предполагал, что здесь, в центре, сосредоточены главные силы русских, и два раза пытался атаковать этот пункт, и оба раза был прогоняем картечными выстрелами одиноко стоявших на этом возвышении четырёх пушек.

Скоро после отъезда князя Багратиона Тушину удалось зажечь Шенграбен.

Вишь, засумятились! Горит! Вишь, дым-то! Ловко! Важно! Дым-то, дым-то! - заговорила прислуга, оживляясь.

Все орудия без приказания били в направлении пожара. Как будто подгоняя, подкрикивали солдаты к каждому выстрелу. «Ловко! Вот так-так! Ишь ты… Важно!» … неприятель выставил правее деревни десять орудий и стал бить из них по Тушину.

Из-за детской радости, возбужденной пожаром, и азарта удачной стрельбы по французам наши артиллеристы заметили эту батарею только тогда, когда два ядра и вслед за ними ещё четыре ударили между орудиями…

артиллеристы всё так же были веселы и оживлены.

В дыму, оглушаемый беспрерывными выстрелами, заставлявшими его каждый раз вздрагивать, Тушин… бегал от одного орудия к другому, то прицеливаясь, то считая заряды, то распоряжаясь переменой и перепряжкой убитых и раненых лошадей, и покрикивал своим слабым, тоненьким, нерешительным голоском. Лицо его всё более и более оживлялось.

Вследствие этого страшного гула, шума, потребности внимания и деятельности, Тушин не испытывал ни малейшего неприятного чувства страха, и мысль, что его могут убить или больно ранить, не приходила ему в голову. Напротив, ему становилось все веселее и веселее.

«Ну-ка, наша Матвевна , - говорил он про себя. Матвевной представлялась в его воображении большая крайняя старинного литья пушка. Муравьями представлялись ему французы около своих орудий… Сам он представлялся себе огромного роста, мощным мужчиной, который обеими руками швыряет французам ядра.

Ну, Матвевна, матушка, не выдавай ! - говорил он, отходя от орудия.

ТРУСЛИВОЕ ПОВЕДЕНИЕ ШТАБНЫХ ВОЕННЫХ

Что вы, с ума сошли? Вам два раза приказано отступать , а вы…

«Ну, за что они меня?.. - думал про себя Тушин, со страхом глядя на начальника.

Но полковник не договорил всего, что хотел. Близко пролетевшее ядро заставило его согнуться на лошади. Он поскакал прочь.

КНЯЗЬ АНДРЕЙ БОЛКОНСКИЙ, В ОТЛИЧИЕ ОТ ШТАБ-ОФИЦЕРА, ПРОЯВИЛ СМЕЛОСТЬ И ЗАБОТУ О ПРОСТЫХ СОЛДАТАХ.

Через минуту с тем же приказом отступать приехал князь Андрей . Он не уехал с батареи. Вместе с Тушиным он занялся уборкой орудия.

А то приезжало сейчас начальство, так скорее дрáло, - сказал фейерверкер князю Андрею, - не так, как ваше благородие.

Ну, до свидания, - сказал князь Андрей, протягивая руку Тушину.

До свидания, голубчик, - сказал Тушин, - милая душа! прощайте, голубчик, - сказал Тушин со слезами, которые неизвестно почему вдруг выступили ему на глаза.

Как только Тушин с своими орудиями вышел из-под огня, его встретило начальство, в том числе и Жерков, два раза посланный и ни разу не доехавший до батареи Тушина.

СТРЕМЛЕНИЕ СОЛДАТ ПОМОЧЬ ДРУГ ДРУГУ

РАНЕНЫЙ РОСТОВ И КАПИТАН ТУШИН

Капитан, ради бога, я контужен в руку, - сказал он робко. - Ради бога, я не могу идти.

Видно было, что юнкер этот уже не раз просился где-нибудь сесть и везде получал отказы.

Юнкер был Ростов. Он держал одною рукой другую, был бледен, и нижняя челюсть тряслась от лихорадки. Его посадили… Капитан Тушин послал одного из солдат отыскивать перевязочный пункт или лекаря для юнкера и сел у огня. Ростов перетащился тоже к огню.

Он взглядывал то на огонь, то на слабую фигурку Тушина… Большие и умные глаза Тушина с сочувствием и состраданием устремлялись на него. Он видел, что Тушин всею душой хотел и ничем не мог помочь ему .

ВОЕННЫЙ СОВЕТ У КНЯЗЯ БАГРАТИОНА.

БОЯЗНЬ КАПИТАНА ТУШИНА ПЕРЕД НАЧАЛЬСТВОМ.

«ПРАВДА ЖИЗНИ» НА ВОЙНЕ ГЛАЗАМИ КНЯЗЯ АНДРЕЯ: КТО ИСТИННЫЙ ГЕРОЙ.

Недалеко от костра артиллеристов, в приготовленной для него избе, сидел князь Багратион, разговаривая с некоторыми начальниками . Тут был… и Жерков, беспокойно оглядывавший всех , и князь Андрей, бледный, с поджатыми губами и лихорадочно блестящими глазами.

Здесь-то я видел , ваше сиятельство, атаку павлоградцев, - беспокойно оглядываясь, вмешался Жерков , который вовсе не видал в этот день гусар , а только слышал о них от пехотного офицера.

многие очень хорошо знали, что то, что говорил Жерков, была ложь, ни на чем не основанная.

-…Каким образом в центре оставлены два орудия? - спросил князь Багратион, ища кого-то глазами.

На пороге показался Тушин , робко пробиравшийся из-за спин генералов. Обходя генералов в тесной избе, сконфуженный , как и всегда, при виде начальства , Тушин не рассмотрел древка знамени и споткнулся на него. Несколько голосов засмеялись.

Тушину теперь только, при виде грозного начальства, во всем ужасе представилась его вина и позор в том, что он, оставшись жив, потерял два орудия. Он так был взволнован, что до сей минуты не успел подумать об этом. Он стоял перед Багратионом с дрожащей нижнею челюстью и едва проговорил:

Не знаю… ваше сиятельство… людей не было , ваше сиятельство.

Вы бы могли из прикрытия взять!

Что прикрытия не было, этого не сказал Тушин , хотя это была сущая правда. Он боялся подвести этим другого начальника и молча, остановившимися глазами, смотрел прямо в лицо Багратиону, как смотрит сбившийся ученик в глаза экзаменатору.

Князь Андрей исподлобья смотрел на Тушина, и пальцы его рук нервически двигались.

Ваше сиятельство, - прервал князь Андрей молчание своим резким голосом, - вы меня изволили послать к батарее капитана Тушина. Я был там и нашел две трети людей и лошадей перебитыми, два орудия исковерканными и прикрытия никакого.

И ежели, ваше сиятельство, позволите мне высказать свое мнение, - продолжал он, то успехом дня мы обязаны более всего действию этой батареи и героической стойкости капитана Тушина с его ротой.

Князь Андрей вышел за Тушиным.

Вот спасибо, выручил, голубчик, - сказал ему Тушин.

Князь Андрей оглянул Тушина и, ничего не сказав, отошел от него. Князю Андрею было грустно и тяжело. Всё это так странно, так непохоже на то, чего он надеялся.

ДУМЫ РАНЕННОГО НА ВОЙНЕ ЧЕЛОВЕКА

РАЗДУМЬЯ РАНЕНОГО НИКОЛАЯ РОСТОВА О СВОЁМ СОСТОЯНИИ, О СВОЕЙ СЕМЬЕ, О СМЫСЛЕ СВОЕГО УЧАСТИЯ В ВОЕННЫХ ДЕЙСТВИЯХ

«Кто они? Зачем они? Что им нужно? И когда всё это кончится ?» - думал Ростов… Боль в руке становилась всё мучительнее.

Он забылся на одну минуту, но в этот короткий промежуток забвения он видел во сне бесчисленное количество предметов: он видел свою мать и её большую белую руку, видел худенькие плечи Сони, глаза и смех Наташи , и Денисова с его голосом и усами…

«Никому не нужен я! - думал Ростов. - Некому ни помочь, ни пожалеть. А был же и я когда-то дома, сильный, веселый, любимый».

…Он смотрел на порхавшие над огнем снежинки и вспоминал русскую зиму с теплым, светлым домом, пушистою шубой, быстрыми санями, здоровым телом и со всею любовью и заботою семьи. «И зачем я пошёл сюда !» - думал он.

Смелость. Что это такое? Я думаю, что смелость – это решительность в мыслях и поступках, умение постоять за себя и за других людей, которым нужна твоя помощь, преодоление всяческих страхов: например, страха перед темнотой, перед чужой грубой силой, перед жизненными преградами и трудностями. Легко ли быть смелым? Нелегко. Наверное, это качество надо воспитывать с детства. Преодолевать свои страхи, идти вперёд несмотря на трудности, развивать в себе силу воли, не бояться отстаивать своё мнение – всё это поможет воспитать в себе такое качество, как смелость. Синонимы к слову «смелость» — «отвага», «решительность», «храбрость». Антоним – «трусость». Трусость – это один из человеческих пороков. Многого мы боимся в жизни, но страх и трусость не одно и то же. Я думаю, что из трусости вырастает подлость. Трусливый всегда спрячется в тень, останется в стороне, боясь за свою собственную жизнь, предаст, чтобы спасти себя.

Смелость и трусость наиболее ярко проявляются в людях в трудных жизненных ситуациях, когда нужно принимать решение, как поступить, и на войне. Обратимся к примерам из художественной литературы.

В произведении А.С. Пушкина «Капитанская дочка» главный герой – Пётр Гринёв. Он служит в Белогорской крепости. Здесь их, молодых офицеров, двое. Второй – Швабрин. По-разному они поступают, когда крепость захватили пугачёвцы. Перед лицом смерти смело ведёт себя Гринёв. Он готов умереть, но не нарушить присяги верно служить Отечеству. Но не таков Швабрин. Чтобы спасти свою жизнь, он переходит на службу к Пугачёву. Конечно, кому хочется умирать молодым. Но именно в таких ситуациях выявляются скрытые человеческие качества: лучшие и худшие, смелость и трусость.

В повести В. Быкова «Сотников» два главных героя. Они тоже молоды и тоже оказываются перед лицом смерти: попадают в лапы врагов. Мужественно держится Сотников. Избитый, истерзанный, он не соглашается перейти на службу к фашистам. Не только преданность Родине живёт в нём, но и, конечно, смелость. Мужество, смелость, верность родной земле помогают ему до конца оставаться человеком. А что же второй – Рыбак? Он струсил уже тогда, когда бросил на дороге товарища, который один вёл перестрелку с полицаями. И только страх перед партизанами заставил Рыбака вернуться. Он струсил и перед лицом смерти: согласился пойти в полицаи, чтобы спасти свою жизнь, и даже стал палачом: выбил табуретку под виселицей, на которой стоял Сотников. Смелость и трусость ярче всего проявляются на войне.

Говоря о смелости и трусости нельзя не вспомнить повесть Бориса Васильева «А зори здесь тихие». Пять девчат-зенитчиц отправляются со старшиной Васковым, чтобы задержать отряд немецких диверсантов. Вспомним эпизод, в котором рассказывается, как Женька Комелькова идёт купаться в озере, чтобы заставить фашистов, притаившихся на другом берегу, пойти к железной дороге обходным путём, потерять время. Страшно ей было в этот миг? Конечно, очень страшно. Но Женька совершила смелый поступок, она не думала в это время о себе. За её спиной были товарищи, в её сердце жила преданность родной земле. И погибает смелая Женька героически: уводит врагов в сторону от своих товарищей, от раненой подруги. А Галка Четвертак? Неужели она самая трусливая? Тогда почему и её имя выбито на памятнике, стоящем на опушке леса? Она погибла не потому, что струсила. Просто страх охватил её, когда совсем близко она впервые в жизни увидела врагов. Не будем в этом винить совсем молодую девчонку, не будем говорить, что она струсила. Ведь на войне и взрослые мужчины тоже многого боятся, просто умеют преодолевать чувство страха.

В заключение хотелось бы сказать, что данная тема сочинения заставила меня задуматься о том, какую роль играют смелость и трусость в нашей жизни, как воспитать в себе лучшие человеческие качества, стать смелым и сильным, не быть трусом.

Тема чести и достоинства русского офицера является ключевой проблематикой творчества Льва Толстого. Образ и характеристика Жеркова в романе «Война и мир» помогают понять причины поражения русской армии в войне с Наполеоном в 1805-1807 годах.

Карьерный путь Жеркова

Гусарская субкультура насыщена военным юмором и патриотическим воспитанием. Корнет Жерков, который одно время даже состоял в свите генерала Кутузова, отличался от товарищей тем, что постоянно находился в поиске места спокойного, безопасного для жизни и здоровья.



В начале сюжетной линии Толстой упоминает, что корнет служил в Павлоградском полку. На следующий раз читатель видит гусара среди свиты Кутузова. Друзья удивляются, как тот умудрился попасть на штабную службу. Потом Жерков крутится адъютантом вокруг Багратиона, надеясь, что пребывая с начальством, удастся избежать гибели.

Дружба с Долоховым

В Петербурге, еще до военной кампании с французами, Жерков водил дружбу с Долоховым. Гусары часто напивались шампанским до пьяного состояния, развлекались с пылом вседозволенности. Однажды, гоняясь за острыми впечатлениями, офицеры зло пошутили, привязав уличного караульного к спине циркового медведя.

Графа Безухова тогда сослали в Москву, а офицера Долохова разжаловали в солдаты. Встретив старого друга в рядовом чине, Жерков сделал вид, что не узнал приятеля, ведь теперь общение с Федором было без выгоды. Однако к Долохову подошел сам Кутузов, выслушав солдата, обещал после боя вернуть ему звание. Жерков сразу же вспомнил старого друга, возобновил их знакомство.

Шут и злопыхатель

Гусары любили подшучивать друг над другом. Жерков в порыве веселья дразнил старших по чину, позволяя себе неоднозначное отношение к соблюдению субординации. Особенно весело получилось изображать полкового командира у него за спиной. Молодой человек, по словам автора, мог скорчить любую гримасу.

Князь Болконский становится свидетелем враждебных шуток Жеркова, считает, что тот скоморошничает, ведет себя неподобающим образом для офицера. Андрей делает замечание придирчивому критику, указывая, что передразниванье не есть юмор. Глядя на выражение лица гримасничающего героя, окружающие не могут понять, серьезный тот или нет.

Подлинная душа корнета

Что скрывается за маской скомороха? Толстой говорит, что юноша стремиться получить наибольшие блага, приложив к этому минимум усилий. Молодой человек выражает свое мировоззрение, что дураки воюют на линии фронта, а он при штабе может получить гораздо больше наград.

Для достижения своей цели Жерков способный солгать начальству, даже докладывая, что делает неоднократно. Товарищи знали, то, что говорит корнет, может быть ложью, созданной исключительно его собственным воображением, не имеющей под собой никаких фактов.

Шенграбенское сражение

Лев Толстой детально раскрывает образ Жеркова, описывая историческое сражение под австрийской деревней Шенграбен. Корнет состоял в адъютантах генерала Багратиона. Численность противника втрое превышала русских. Правый фланг держал оборону, обеспечивая отступление главных сил через глубокий овраг.

Багратион предвидел, что левый фланг подвергнется натиску вражеской армии, приказал Жеркову передать командиру приказ о немедленном отступлении. Сделав бравый козырек рукой, адъютант мгновенно поскакал в сторону раздающихся взрывов снарядов.

С каждой секундой приближения к линии огня сильный страх сковывал тело молодого человека. Он чувствовал, что там находится погибель, смертельная опасность. Трусость взяла вверх над рассудком. Жерков свернул в сторону и начал изображать поиски начальства, хотя точно знал, что здесь, в укрытии генералы в такой сложный для полков момент не могут находиться.

Приказ об отступлении не был передан, полки оказались расстроены. Пехота бежала в лес, застигнутая врагом неожиданно, потому что не было приказа ни атаковать, ни наступать. Гусары самостоятельно бросились в атаку, многие героически погибли. Тогда был ранен Николай Ростов.

Батарея капитана Тушина

В центре боевой позиции отряда Багратиона располагалось четыре орудия под командованием капитана Тушина. Багратион два раза посылал Жеркова на место боя батареи с приказом отступать. Но ни разу адъютант не доехал до орудий. Солдаты с таким задором стреляли, самостоятельно выбирая мишени, профессионально определяя направление боя, что французы не поняли, не могли предположить, как против них стоит горстка артиллеристов, даже без прикрытия.

Семнадцать человек, обслуживающих пушки погибли, но артиллеристы стреляли до тех пор, пока о них вспомнило командование. Только к исходу сражения им на помощь прибыл князь Болконский, отвел остатки батареи с двумя орудиями в отступление через овраг.

Этот героический пример воинской доблести Лев Толстой противопоставляет трусости и корысти корнета Жеркова.

Вообще, никто еще, быть может, не изображал в таком величии и блеске человеческой стойкости и несокрушимости, как автор «Войны и мира».

Н.И.Соловьев

Роман Л.Н.Толстого «Война и мир» - одно из самых знаменитых произведений русской литературы, действие которого тесно связано с историей России начала XIX века. Это было время наполеоновских войн, когда французская армия победоносно шествовала по Европе, продвигаясь к границам нашей Родины. Единственной силой, способной остановить это движение, оказался русский народ, поднявшийся на борьбу с захватчиками. Теме Отечественной войны 1812 года посвящена большая часть романа «Война и мир», на страницах которого автор рисует образы русских воинов, вставших на защиту Родины, их исключительный героизм, мужество, верность присяге.

Но все эти замечательные качества проявляются лишь тогда, когда солдатам понятно, за что они сражаются. Поэтому потерпела неудачу военная кампания 1805-1807 годов. Это была война на чужой территории за чужие интересы. Затеянная ради славы, ради честолюбивых интересов придворных кругов, она была непонятна и не нужна народу. Русские солдаты, находясь вдали от Родины, не осознавая целей кампании, не хотят понапрасну класть свои жизни. В результате, во время Аустерлицкого сражения русские войска в панике побежали назад.

Если же битва оказывается неизбежной, русские солдаты готовы стоять насмерть. Так и произошло во время Шенграбенского сражения. Показав чудеса мужества, русские войска приняли на себя главный удар. Небольшой отряд под командованием Багратиона сдерживал натиск врага, «в восемь раз» превосходящего его численностью. Большую храбрость проявило и подразделение офицера Тимохина. Оно не только не отступило, но и нанесло ответный удар, что спасло значительную часть армии.

С большой симпатией относится автор к капитану Тушину. Его портрет ничем не примечателен: «маленький, грязный, худой артиллерийский офицер без сапог…в одних чулках». В его «фигурке» было что-то «совершенно не военное, несколько комическое, но чрезвычайно привлекательное». Капитан живет с солдатами одной жизнью: ест и пьет с ними, поет их песни, участвует в их разговорах. Тушин робеет перед всеми: перед начальством, перед старшими офицерами. Но во время Шенграбенского сражения он преображается: вместе с горсткой солдат проявляет удивительное мужество и героизм, храбро исполняя свой воинский долг. Поражает его особое отношение к бою. Капитан называет орудия по именам, ласково говорит с ними, ему мерещится, что это он бросает ядра в неприятеля. Пример командира заставляет солдат весело сражаться и весело умирать, смеяться над адъютантом, приказывающим уходить с позиции и трусливо прячущимся от ядер. Все они знают, что спасают отступающую армию, но не осознают собственного подвига. На примере таких скромных героев Толстой показал истинный патриотизм русских воинов, основанный на чувстве долга и верности присяге.

Но особенно сильно патриотизм русских солдат проявился во время Отечественной войны 1812 года, когда враг вторгся на территорию России.

По мнению Андрея Болконского, исход сражения зависит от того чувства, которое живет во всех участниках битвы. Это чувство – народный патриотизм, огромный подъем которого в день Бородина убеждает Болконского в том, что русские непременно победят: «Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!» Осознавая важность предстоящего боя, солдаты даже отказываются пить положенную им водку, потому что это «не такой день».

Описывая сражение глазами Пьера Безухова, автор отмечает высокое чувство товарищества, сознание долга, физическую и моральную силу солдат и ополченцев. На Бородинском поле французская армия впервые столкнулась с противником, чей моральный дух оказался настолько высок. Толстой считает, что именно поэтому французы потерпели поражение.

Следствием этого явилась партизанская война, развернувшаяся на оккупированных французами территориях. Против захватчиков поднялся весь народ – солдаты, мужики, казаки и даже женщины. Ярким представителем партизанской войны в романе, человеком, воплотившим в себе главные настроения и чувства русского народа, является партизан отряда Денисова Тихон Щербатый. Это «самый нужный человек» в отряде. Он отважен, храбр, французы для него – враги, и он уничтожает их. Именно Тихон Щербатый соединяет в себе те черты народа, которые особенно проявились в грозную для Отечества пору: ненависть к захватчикам, неосознанный, но глубокий патриотизм, мужество и героизм в бою, стойкость и самоотверженность. Партизанская война в понимании Тихона Щербатого, Денисова, Долохова и других – это возмездие за разорение и гибель русских людей, это дубина, которая «со всей грозной и величественной силой…поднималась, опускалась и гвоздила французов до тех пор, пока не погибло все нашествие». Это воплощение «чувства оскорбления и мести».

Но отходчивое русское сердце не может долго держать в себе ненависть и ожесточение. Их быстро сменяет милосердие к бывшим захватчикам. Так, встретив в лесу голодных и замерзших капитана Рамбаля и его денщика Мореля, русские проявляют сострадание: «солдаты окружили французов, постелили больному шинель и обоим принесли каши и водки». При этом один из рядовых говорит: «Тоже люди… И полынь на своем кореню растет». Бывшие враги, несмотря на причиненное ими зло, в своем теперешнем жалком и беспомощном состоянии заслуживают снисхождения.

Итак, воссоздавая картины прошлого, Толстой показал нам множество самых разных, порой незнакомых друг другу, русских солдат. Мы видим, что большинство из них объединяет ненависть к захватчикам, глубокий патриотизм, верность долгу и присяге, безмерная храбрость и стойкость. Но самое главное, каждый из них готов пожертвовать жизнью во имя спасения Родины. В этом заключается сила русского воина.

Таким образом, Л.Н.Толстой своим романом «Война и мир» утверждает, что народ, имеющий таких защитников, невозможно поработить.

Похожие статьи