Ювелирные украшения в готическом стиле: мрачное очарование Средневековья. Ювелирное дело Европы V – XIV вв Средневековый стиль в украшениях

История ювелирных украшений начинается с появлением первых людей, которые не зависимо от расы, религии или культуры использовали ювелирные украшения как форму самовыражения, указывая тем самым на свой социальный статус, богатство или принадлежность к определенному кругу. Основываясь на археологические заключения, специалисты сделали вывод, что первые ювелирные украшения носили кроманьонцы, предки Homo Sapiens, еще 40 000 лет тому назад. Испокон веков так повелось, что наибольшее пристрастие к украшениям испытывали женщины, которые еще в древности использовали с этой целью «подручные материалы» такие как кости, зубы животных, камушки, ракушки, растения и многое другое. Подобного рода украшения человечество на раннем этапе своего развития использовало в первозданном виде, то есть, не применяя или же частично применяя к ним обработку, но и то примитивную. В ходе эволюции материалы и методы, используемые для изготовления ювелирных украшений, во многих отношениях развивались. За время существования человечество достигло невероятного технического прогресса, но украшения исполненные таким образом, как в первобытные времена, поражают воображение наших современников. А ювелирное украшение, выполненное на прадавний манер, к примеру, бусы или браслеты из натянутых на веревочку ракушек, которые женщины носили с незапамятных времен, являются модным аксессуаром, который доминирует в ювелирной моде и сегодня.

Функция, которую несли в себе ювелирные украшения, с течением времени менялась драгоценности, прошли путь от использования их как вида валюты до модного аксессуара и наконец, до формы художественного выражения.

В древности ювелирные украшения представляли собою украшения с символическим подтекстом, в большей мере они выполняли функцию талисманов, считалось, что они наделены магическим и духовными свойствами. Проанализировав ход исторического развития, социально-престижное значение изделий ювелирного искусства постепенно начинает преобладать над их религиозно-мистической функцией.

Египетские ювелирные украшения

Многие исследователи придерживаются такого мнения, что египетские ювелирные украшения положили начало современному ювелирному искусству. Это не случайно, потому что именно в Древнем Египте производство ювелирных украшений стало профессией, а методы и навыки позволяли создавать украшения разнообразных стилей и вариативных форм, что достигалось, соответственно за счет расширения спектра используемых материалов. Древнеегипетское ювелирное искусство находилось на высокой ступени развития, а в качестве используемых материалов выступало золото, аметист, лазурит, бронза, обсидиан и изумруды, применялась чеканка, холодная эмаль, гравировка. Освоив все составляющие ювелирного дела, египетские ювелиры создавали непревзойденные ювелирные украшения, художественные формы которых имеют высокую оценку и в наши дни. Излюбленным материалом египетских мастеров было золото, они обожали его блеск и ценили его за простоту обработки. В Египте золото считалось символом власти и богатства, его «носили» даже после смерти. Об этом свидетельствуют многочисленные находки в гробницах египетских фараонов. Большая часть таких находок в настоящее время находятся в музее Каира.

Греческие и римские ювелирные украшения

Ранние греческие и римские драгоценности весьма разнообразны по стилю и форме, так как были «позаимствованы» у других культур и соседних государств. В греческом ювелирном искусстве большую роль играл культурный символизм, так как драгоценности этого периода олицетворяют собою мифологические, героические и религиозные сцены из жизни этноса. Так же во времена Александра Великого распространенной была скульптура в миниатюре. Рим был процветающим центром для раннего развивающегося ювелирного мастерства, слаженной считалась ювелирная торговля, равной которой не было до периода Ренессанса в Европе. Ювелирные изделия были настолько распространены, что их носили даже представители низкого ранга, в Греции и Риме носить ювелирные украшения стало всеобщей традицией. Золото, например, использовалось даже в декорировании мебели и предметах домашнего обихода. Известно, что римляне использовали для изготовления украшений цветные камни, такие как топаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг.

Средневековые ювелирные украшения

С принятием христианства в ювелирном искусстве культурные стили некой мерой перемешались между собой. Ювелирные украшения в это время представляли собою, прежде всего изделия, символизирующие христианскую веру. В начале средних веков христианские монастыри были в ответе за производство большей части ювелирных изделий в мире. Именно в этот период монастыри поставляли ювелирные «товары» на рынок и занимались подбором ювелирных мастеров. Растущий спрос на ювелирные украшения, привел к появлению подделок, но с образованием первой гильдии, в практику вошло такое правило как контроль качества ювелирных украшений. Именно с формированием первой гильдии ювелирных мастеров, история развития ювелирного искусства и драгоценных украшений получила серьезную платформу, способствующую новому его развитию.

Ювелирные украшения периода Ренессанса

До начало эпохи Возрождения ювелирные украшения служили, прежде всего, выражением некого символизма, который являлся неотъемлемой частью религиозных и культурных убеждений. В период Ренессанса роли ювелирных изделий начали расходиться, все чаще они начали использоваться как украшение для тела, создающиеся исключительно для целей улучшения личного представления красоты. В период Ренессанса многие известные люди пробовали себя в ювелирном творчестве, такой великий художник, как Леонардо да Винчи, начиная свою карьеру, работал с известными ювелирами того времени. Известно, так же, что да Винчи, за свою карьеру сделал ювелирные украшения для некоторых известных людей, которые поддерживали его художественно-изобретательные начинания. Не менее известный художник Ренессанса Боттичелли получил свое раннее художественное образование в магазине ювелира. Все искусство в период Ренессанса достигло нового качественно нового уровня. В это время акцент большей мерой начали делать на красоту драгоценных камней, которыми декорировали ювелирные украшения, картины и другие произведения искусства. Люди стали обращать внимание на цвет драгоценных камней, их блеск и сияние, все меньше придерживаясь убеждений об их мистической функции. Впервые в истории начали использовать бриллиант, что соответственно повлекло за собой поиск методов и подходов к его обработке.

XVII –ХХ век

Увеличение благосостояния населения и цепочка других социальных и экономических факторов, способствовали тому, что драгоценные металлы, например золото и серебро стали теперь доступны для низших слоев населения. С начала XVII века ювелирное искусство, обусловливают новые тенденции, которые были вызваны неподдельным интересом к флоре и фауне, в результате чего ювелирные творения начинают принимать цветочные, орнаментные формы. Мода на них сохранилась вплоть до ХХ века. Использовались и другие формы ювелирных украшений, например, животные, но растительный декор стал доминирующей темой в произведениях ювелирных мастеров. В XVII -XVIII веке в ювелирном искусстве нарастает интерес к живописным эффектам, которые в большей мере достигались за счет чеканного рельефа и сложного колористического сочетания цветов, моду на которые диктует, популярный в то время стиль барокко. Новые, помпезные, порой необычные глазу ювелирные украшения, все ж были востребованы в то время и оставались актуальными до середины XVIII века, пока мир не «покорили» изящные, тонкие оригинально оформлены украшения в стиле рококо. Именно в период рококо складывается ассортимент украшений, в целом не изменившийся до настоящего времени. В моду входят броши и эгретки в виде букетов, каскадов, огромнейшую популярность обретают бриллианты, в ходе усовершенствования методов их обработки, появилась классическая бриллиантовая огранка. Кстати, в это время начинается производство часов. Что касается ХХ века, то он ознаменован невероятным разнообразием направлений в ювелирном искусстве.

  • Современные тенденции в ювелирном искусстве

Сегодня ювелирные украшения рассматривают как одну из форм художественного выражения, то есть в наше время принято говорить о ювелирном мастерстве как искусстве. Эта тенденция продолжают нарастать, в связи с развитием производства, технологической оснащенностью ювелирных предприятий, с использованием высокопрофессиональных инструментов и доступностью используемых в ювелирном деле материалов. Значительное улучшение в технологиях означает, что ювелирные изделия построены на доступных ресурсах, а так же синтетических материалах, готовых соперничать красотой с самыми дорогими природными драгоценными камнями и металлами. Эти факторы и стали причиной того, что внимание в ювелирном мастерстве стало сосредотачиваться больше на дизайне, творческом и художественном выражении. Переменчивая мода на ювелирные изделия производит к увеличению скорости изменений ювелирных коллекций, которые, в настоящее время считаются одной из форм самовыражения. Современные ювелирные тенденции, продолжая расти и развиваться вносят разнообразие и огромный вклад в историю ювелирного искусства в целом.

Интересуюсь я Средневековьем, решила делать время от времени посты на эту тему)

Перстни с секретом

Ювелирные украшения с секретом были довольно распространены и популярны в средние века. Чаще всего их можно было встретить в виде массивных перстней, под «короной» которого скрывалась секретная шкатулка. Основным предназначением таких шкатулок было ношение порошка с ядом. Видя человека, у которого на пальце красовался массивный перстень, люди зачастую опасались оставлять его наедине с трапезой и вынуждены были особо внимательно вести себя за столом. Жестокие времена – жестокие нравы.



Платяные украшения - булавки, броши, пряжки, подвески

К прекраснейшим драгоценностям средневековья принадлежат пластически моделированные, эмалированные по золоту аграфы работы бургундских мастеров начала XV века, которые демонстрируют в них удивительную силу художественной воли и поразительное умение.

Платяные булавки.

Центральное место в средневековом ювелирном деле занимают фибулы которые с бронзового века употреблялись почти всеми европейскими народами. В ходе столетий они претерпели изменения от простой крепежной булавки, предназначенной для скрепления одеяний, до роскошно отделанной вещицы. Северной Европе были присущи однозвенные фибулы, культурам по Дунаю - в два звена, часто изготовлявшиеся уже в латенскую эпоху и в регионе античной культуры из благородного металла с инкрустацией камнями и эмалью.

Застежки и аграфы

Непосредственным продолжением золотых дисковых, круглых и квадрифольных фибул можно считать застежки плащей или накидок (плювиалей), которые на светской одежде могли сохраниться вплоть до XIII века и еще долго носились духовенством. С их помощью плащ застегивали на груди или, по германскому обычаю, на плече. Если парные фибулы соединялись друг с другом цепочкой, то их называли замочками. Они часто изготовлялись из тонкого листового золота и украшались драгоценными камнями со сферической поверхностью, жемчугом, филигранью и цветной эмалью.

Средневековые ювелиры использовали для средней части также античные геммы и камеи, не будучи, очевидно, в состоянии правильно истолковать вырезанные в камне изображения. С наступлением XIII века изменяется социальная структура Европы.

Утонченные формы жизни значительной части общества заметно повлияли во времена готики также и на ювелирное дело, и наряду с роскошными большими застежками для плащей появляются изящные аграфы. Как и первые, они являются платяными украшениями и в женском одеянии застегивают отворот шейного выреза. В этом украшении нередко отражалось личное отношение дарителя к одариваемой возлюбленной; готические аграфы покрывают иногда любовные надписи и девизы. Сплетенные руки, пронзенные сердца, цветы, ключи и тому подобные мотивы снова и снова встречаются в этих предметах. Во Франции, которая в ювелирном деле Европы играла ведущую роль, в XIII веке изготовляли аграфы в форме хрупкого ажурного венка из листьев. Для аграфов кольцеобразной формы, изготовленных в районе Балтийского моря в XIII-XIV веках которые композиционно завершались сплетением двух рук, характерны иглы, покрытые дисками или розетками, что превращало платяную застежку в самоценное украшение. Они укреплялись на платье с помощью проволочного ушка и на нижненемецком диалекте называются "ханттрувебрацами".

И новым укладом жизни. Произошел раскол общества, образовались крепостные и феодалы. Культура пребывала в упадке, а главным фактором стала земля и права на нее.

Крестовые походы, начавшиеся в XI веке, способствовали появлению новых торговых путей и развитию различных ремесел. Все это дало толчок образованию новых городов и формированию городской культуры. Что носили в Средневековье? Об этом мы и расскажем в сегодняшней статье.

Основные характеристики средневекового костюма

Костюм эпохи Средневековья отражал социальный статус человека, принадлежность его к определенной прослойке общества, сословию.

Во время раннего Средневековья ткани производились в поместьях феодалов из льна, шерсти, иногда в них добавляли пеньку. Богатые феодалы могли себе позволить шелковые наряды, приобретенные у заморских купцов.

Цвет средневековой одежды являлся некой символикой. Так, к примеру, красные одеяния надевали палачи. Желтых оттенков в одежде старались избегать, поскольку они считались цветами ненависти и измены. Черный олицетворял не только скорбь и потерю близкого человека, но и вечность. Белый цвет был связан с чистотой тела и души, невинностью, а также добродетелью. Голубой являлся цветом нежности, а золотой считался символом энергии Бога и Святого Духа.

Большую популярность у знати приобрел зеленый цвет, который связывали с воплощением райских садов, а также считали символом надежды.

Отличия костюма бедных и богатых

Фасоны средневекового периода не отличались каким-либо разнообразием, покрой платьев и костюмов богатых и бедных представителей этой эпохи различался лишь используемыми тканями. Но богатые феодалы и знать всячески старались выделиться, используя при этом расшитые драгоценными камнями пояса, дорогие благородные ткани и иные украшения.

Богатые жители Средневековья носили яркие наряды, тогда как одежда бедных состояла из костюмов в серых, черных или коричневых тонах. Края костюмов богатых обрамлялись декоративной каймой, эта кайма зачастую оформлялась пластинами из драгоценных металлов и камней. Вся одежда богатых людей Средневековья была украшена разнообразными орнаментами, отделана мехом.

Идеал красоты, к которому стремились женщины Средневековья

Как одевались девушки в Средневековье? В раннюю средневековую эпоху представительницам прекрасной половины человечества запрещалось демонстрировать свою красоту, поэтому женская одежда представляла собой свободные костюмы, под которыми не было видно очертаний тела. Волосы женщины полностью убирали под чепчик, а на лице не должно было быть никакой краски.

Кроме того, красивой считалась та представительница прекрасного пола, которая имела вытянутое лицо, высокий лоб и смиренный взгляд. В те годы многие женщины для того, чтобы лицо казалось вытянутым, сбривали волосы возле лба, а также брови. Наличие выступающей груди считалось признаком женщин из народа, а аристократкам полагалось быть худыми и совершенно плоскими.

Женский наряд раннего Средневековья

Одежда Средневековья женская характеризуется прямыми линиями и простым покроем. У женщин были полностью закрыты руки, ноги, шея и грудь. Влияние церкви просматривалось и в фасонах одежды, которые совершенно скрывали все очертания фигуры. В это время женщины носили далматику и покрывала.

Женский костюм состоял из нескольких слоев: на тело надевалась длинная туника с узкими рукавами, которая называлась котт, а поверх нее - еще одна туника такой же длины, но уже с широкими и более короткими рукавами, носившая название сюрко. Она напоминала по крою пончо. Нижняя туника также надевалась не на голое тело, а на специальную полотняную рубаху - камизу.

Эти туники выглядели как трапеции, которые расширялась к низу, а верхняя часть прихватывалась поясом. Линия талии верхней туники была завышена.

Верхней одеждой представительниц прекрасной половины человечества в эту эпоху был удлиненный плащ, скроенный в форме полукруга.

Мужская одежда раннего Средневековья

В этот период мужчины также облачались в две туники (камизу и котт). Камиза изготавливалась из цельнокроенной ткани и имела удлиненные рукава, а туника котт производилась из дорогих материалов и имела более короткие рукава или вообще не имела таковых, она всегда подпоясывалась.

В начале Средневековья мужчины носили короткие рубашки, туники, а в середине девятого века в моду вошли длинные туники, почти до земли. Короткие туники оставались прерогативой лишь юношей и простолюдинов.

В качестве верхней одежды мужчины в эпоху Средневековья также использовали полукруглый плащ, который имел застежку на правом плече.

Изменения в женском костюме в романский период

В двенадцатом веке тунику сюрко стали драпировать в области живота, особенно это касалось нарядов беременных женщин, поскольку в эпоху войн и разгула болезней Европа катастрофически нуждалась в пополнении населения и беременные удостаивались особого почета.

Верхнее платье стало более узким, облегающим талию, оно имело шнуровку в виде лент по бокам или на спине. А вот юбка стала расширяться благодаря вшиваемым клиньям, которые образовывали красивые широкие складки. Это платье имело длинные рукава, зачастую доходившие до земли, а вот пояс утратил свою первоначальную роль и стал исключительно декоративным элементом, который теперь располагался на бедрах.

Верхней женской одеждой Средневековья все так же оставались плащи-мантии, которые теперь имели яркие расцветки. Внутренняя сторона такого плаща подбивалась контрастной тканью, а в холодное время - мехом.

Женщины облачались только в длинные платья (блио), закрывающие все тело, от шеи до самого низа. Поверх блио надевался узкий жилет, который и выступал элементом украшения, и способствовал поддержанию груди. Жилет украшала вышивка и отделка галуном.

Костюм рыцаря

Основой костюма средневекового рыцаря являлась кольчуга, которая надевалась сверху кафтана из войлока. Кольчуга состояла из тесно сплетенных стальных колец. Перчатки и чулки рыцаря также делались из стальных колец.

Чтобы защититься от солнца и непогоды, рыцари надевали поверх кольчуги сюрко. Меч и щит были неотъемлемыми частями рыцарского костюма, благодаря которым рыцарь мог отражать удары в бою. Голову защитника венчал круглый шлем.

Снаружи щита был изображен герб владельца, это могло быть животное или мистический персонаж. В конце двенадцатого века на щиты стали наносить феодальные гербы, которые затем становились фамильными.

Также неизменным атрибутом рыцаря была его борода, она была разделена на несколько прядей, которые иногда были обвиты золотым шнурком.

Мода Средневековья: готический период

В этот период появились первые общепринятые течения моды, придерживаться которых должны были все представители европейской знати. Готическая эпоха ознаменовалась расцветом бургундской моды, которая диктовала особые правила:

  • преувеличенно длинные рукава;
  • неудобные, мешающие любым действиям одежды;
  • туфли с длинными носами;
  • головные уборы различных причудливых форм.

Церковь на законодательном уровне разделила костюмы на женские и мужские. При этом никому не разрешалось носить костюм представителей противоположного пола.

Теперь в аристократических кругах головной убор не являлся обязательным атрибутом костюма. А вот простолюдинки должны были убирать свои волосы, оставить можно было лишь небольшую прядь, оформленную возле лба в виде завитка или колечка.

Стоит отметить, что в готический период одежда шилась с учетом особенностей фигуры каждого человека. Все костюмы облегали фигуру, подчеркивали преимущества силуэта.

Женский готический костюм

Талия женского костюма в эту эпоху все так же оставалась завышенной, но появилось внушительное декольте. Полностью открытое декольте не допускалось, оно задрапировывалось дорогой тканью, в большинстве случаев прозрачной.

В это время самым популярным материалом для женских платьев стала парча, которую украшали нити из золота или серебра, разнообразные вышивки, жемчуг и драгоценные камни.

Теперь женские платья обтягивали фигуру, начиная от плеч и заканчивая областью немногим ниже талии, придавая женщине изящество. Рукава верхней туники напоминали по форме колокол, а нижней - ниспадали почти до земли.

В наряде ценилась богатая отделка драгоценными камнями и мехами, а также использование золотых украшений (колокольчиков, бубенчиков). Аристократкам можно было иметь шлейф, однако его длина была четко определена: чем большее значение, статус женщина имела в обществе, тем длиннее был шлейф ее платья.

Разновидности платьев готического периода

Готический период явил на свет 2 вида платье: платье киртл, лиф которого украшала длинная шнуровка, а рукава отдельно пристегивались, и платье роб, имеющее декольте, пышную юбку, поясок под грудью и шлейф.

В это время на свет появился и первый корсет, состоящий из металлических прутьев. Однако его роль сводилась к приданию такого вида фигуре, будто женщина была беременной, поскольку это время ознаменовалось культом беременности. Некоторые женщины даже подкладывали под платья небольшие подушечки, чтобы живот казался круглее.

Рукава платьев прикреплялись к наряду отдельно, они могли иметь зауженную форму и скрывать большой палец на руке или же были очень широкими, драпированными парчой и украшенными вышивкой.

Поверх платья, как и в эпоху раннего Средневековья, женщины надевали сюрко или упелянд, который появился в этот период. Последний предназначался для торжеств и имел меховую опушку.

Головные уборы

Зачастую головной убор женщинам заменяла замысловато повязанная вуаль или покрывало из легкой ткани, которое скрывало прическу. Способ повязки покрывала указывал на настроение его обладательницы: если оно прикрывало лицо, то женщина находилась в печали, а если располагалось только на голове, то она имела хорошее расположение духа.

Мужской костюм в период готики

Готический период ознаменовался появлением в мужском гардеробе штанов-шоссов, которые представляли собой своего рода чулки, по отдельности пристегивающиеся к специальному поясу. Такие штаны плотно облегали ноги, а спереди имели своеобразный гульфик в виде кусочка ткани, тоже прикрепляемый булавками или тесемками.

Мужчины также в качестве верхней одежды использовали упелянд, который мог быть длиной как до колен, так и до земли. Также в качестве верхней одежды средневековые мужчины надевали пурпуэн, который представлял собой очень узкий кафтан с выпуклостью в области груди. Благодаря ему талия становилась узкой, а плечи - привлекательно широкими.

В более позднем готическом периоде гардероб мужчин пополняется жакетом, который представлял собой укороченный вид одежды с подчеркнуто узкой талией и расходящимся от нее подобием пышной юбки. Рукава жакета были с прорезями для рук и ниспадающими концами.

Какую одежду надевали в средневековой Руси?

Одежда средневековой Руси для знатных особ была такая же, как и у европейских аристократов. Мужчины же из народа облачались в льняные рубахи и штаны из грубого полотна - порты. По краям рубаха украшалась разнообразными орнаментами и изображением символов-оберегов, а подпоясывалась она шнурком, а в праздничные дни - расписным поясом.

Женщины облачались в простые длинные платья и сарафаны прямого кроя из таких же грубых тканей, а под низ надевалась длинная льняная рубаха. Замужние женщины поверх платьев надевали паневу, представляющую собой юбку из нескольких отрезов ткани, подол которой был щедро декорирован.

ГОТИКА

В готическую эпоху ювелирное дело занимает одно из ведущих мест среди художественных ремесел. Однако большая часть ценнейших памятников этого времени не сохранилась. Многие шедевры средневековых мастеров подверглись переплавке или были уничтожены в периоды крестьянских восстаний, войн и революций. Несколько лучше ситуация с памятниками культового назначения, к которым современники отнеслись с большим пиететом. Особенно пострадали светские произведения. О них мы знаем по различным сохранившимся изображениям и документам.

Драгоценности Готической эпохи (13-15 вв)

Во времена готики знаком интимных отношений стало и кольцо. Здесь также доминируют мотивы сплетенных рук и пылкие изречения. Широкое распространение имели кольца с религиозной тематикой, выполненной гравировкой.

Особые кольца вручались Церковью высшим иерархам при вступлении в должность- епископские или пастырские кольца. Они известны с Х века. Как правило, их носили поверх перчатки, на безымянном пальце правой руки. В позднем средневековье кольца как украшения входят в моду, тогда и благородное дворянство, и зажиточное бюргерство, и высшее духовенство носят по несколько колец одновременно. С ХII века носить пастырские кольца разрешалось некоторым, а с ХV века всем настоятелям. Вплоть до позднего средневековья пастырское кольцо представляло кабошон, позднее в окружении мелких камней. В ХV - ХVI веках появляются папские кольца, в массивной оправе из золоченой бронзы, с символами евангелистов и папскими регалиями. Сходную функцию выполняли серебряные кольца с изображениями святых и гравированными надписями, которые уносили из вечного города на родину благочестивые паломники. В готическую эпоху существовало множество колец-печаток, так как не только дворянство и рыцарство, но также бюргерство и даже крестьяне имели собственные гербы. С глубокой древности камни окружала атмосфера загадочной тайны. Как и звезды, камни по средневековым представлениям оберегали человека от болезней и несчастий. Известно, что Иван Грозный особенно почитал сапфир, так как ему приписывалось свойство защиты от ядов. Камни ценились за величину и насыщенность цвета, которые усиливали их охранительные возможности. В соединении с кольцом как древним символом власти и таинственной силы, камни в эту эпоху снискали самое широкое распространение.

Прекрасные образцы работы бургундских ювелиров ХV века представляют аграфы из золота с эмалями. Они украшались сюжетными мотивами из Библии, изображениями сказочных животных и птиц, женскими образами и цветами. Для позднеготических аграфов характерен высокий эмалевый рельеф, преимущественно с религиозной тематикой декора. Но это не означает, что эти украшения носили только представители духовенства.

Тогда же, в позднеготический период, появляются серебряные поясные пряжки с рельефным узором, оттененным чернью и эмалью и тонким ажурным орнаментом из побегов и листьев.

Несравненно меньшее внимание готические ювелиры уделяли подвескам. Самые ранние из сохранившихся были круглыми и плоскими. Они украшались цветными драгоценными камнями, жемчугом и эмалью. Прежде всего, они отражали религиозные чувства их владельцев. Лишь с ХV века встречаются изделия иных, более пластичных очертаний. Самыми любимыми материалами были слоновая кость и перламутр, на которых вырезали рельефное изображение Христа или Мадонны с младенцем.

В эти годы художественные центры продолжают развиваться как в монастырях так в городах. Ещё до начала правления Людовика IХ ювелиры из мирян основали одну из главных парижских ювелирных корпораций. Одно из входящих в неё объединений - "Братство Св. Элигия", сохранило в названии память о знаменитом ювелире короля Дагобера. Фламандец Гийом де Рюбрюк, посланный к монгольскому хану, по прибытии ко двору восточного владыки встретил там парижского ювелира Гийома Буше, уже давно работавшего при ханском дворе.

В ювелирном искусстве готики сохраняется всеподчиняющее влияние архитектуры. Ювелиры теперь не только вдохновляются архитектурными формами, но часто копируют конкретные памятники ХIII века, сочетая различные техники: литьё, штамповку, чеканку, золочение, гравировку, тиснение. Особое изящество таким изделиям средневековых ювелиров придают разнообразие фактур и легкий ажурный декор.

Большим авторитетом у мастеров прикладного искусства в готическую эпоху пользуется скульптура. В убранство реликвариев часто включаются и мелкие рельефные фигурки, и круглая малая пластика. Так, в декор короны из позолоченного серебра, поднесенной Людовиком Святым в дар доминиканскому монастырю в Льеже около 1265 года, включены фигуры ангелов. Подобные скульптурные украшения имеют и другие ювелирные произведения этого времени: епископские и аббатские посохи со сценами "Благовещения" или "Коронования Марии", знаменитая статуэтка Богоматери из позолоченного серебра; дар Жанны д’Эвре, вдовы Карла IV Красивого в аббатство Сен-Дени в 1339 году.

В декоре оправ античных камей на цветных камнях: сапфире, аметисте, горном хрустале, и крестов излюбленным мотивом остается филигранный завиток. Своеобразный жанр ювелирного искусства в этот период представляют золотые чеканные монеты. Простота их композиций, обусловленная характером геральдического искусства, во многом способствовала развитию особенной выразительности декора.

Первоклассными изделиями славилось эмальерное искусство долины Мааса. Создававшие их мастера до второй половины ХIII века сохраняли традиции романского периода. Все большее распространение, в том числе и в соседних странах, получают прославленные лиможские эмали. Ассортимент изделий лиможских эмальеров чрезвычайно разнообразен: жезлы, реликварии в форме ларцов, голов и полуфигур, кресты, книжные оклады, медальоны для украшения ларцов. Часто, как уже говорилось выше, реликварии выполнялись в форме здания с островерхой кровлей. Очень интересны лиможские жемельоны - плоские чаши для ополаскивания рук. Тематика их декора чрезвычайно многообразна; религиозные сюжеты, куртуазные мотивы, музыкальные концерты, сцены охоты и поединки, геральдические орнаменты. Фоном, как правило, служил стилизованный растительный орнамент.

Особой привлекательностью отличаются средневековые перегородчатые эмали по золоту. Так оформлялись пластины в виде четырёхлопастной розетки, которые использовались как застежки на верхней одежде, и пиксиды для облатки. Тонкий золотой растительный орнамент, стелящийся по поверхности, гармонично перекликался с золотом фона, осложненным цветными прозрачными эмалями, которые впервые стали производиться в Италии.

Исторические описи свидетельствуют о том, что в ХIV - ХV веках монархи и феодальная знать владели большим количеством золотой и серебряной посуды. Это сосуды в форме ладьи, в которые укладывался столовый прибор и стакан. Известно, что король Карл V и его брат Жан, герцог Беррийский покровительствовали ювелирам и делали много заказов на культовые предметы - золотые потиры с эмалями. Французские мастера золотых дел в течение ХV века делали также удивительно реалистичные произведения круглой пластики.

В христианском мире среди культовой утвари в ходу были реликварии в форме головы. Они изготовлялись повсюду - от Испании до России, в Польше, Австрии и Италии. Англия славилась серебряной посудой, уничтоженной в период Реформации. В Германии тоже изготавливали реликварии, но наибольшую славу получили светские изделия германских ювелиров. Здесь был создан тип кубка с крышкой, чаща которого украшалась выпуклым чеканным орнаментом.

Готические традиции сохранялись в западноевропейском ювелирном искусстве до начала ХVI века, а в некоторых странах и до его конца, но вплетение в декор античных мотивов свидетельствовало о начале формирования нового стиля.

С изменением социальной структуры общества в Европе, в результате появления рыцарского сословия, сделавшего средоточием своих интересов культ служения прекрасной даме и возвышенную любовь, значительно изменился характер ювелирных изделий, особенно украшений. Одними из первых новациям подверглись костюмные украшения - застежки. Вместо них женщины стали использовать изящные аграфы, соединяющие отвороты шейного выреза. Такие подарки рыцарей своим возлюбленным часто украшались любовные надписями и девизами. В декоре этих предметов часто встречаются мотивы сплетенных рук, пронзенных сердец, цветов, ключей или хрупких ажурных венков из листьев. В ХIII веке преобладают аграфы из золота, а в ХIV веке - серебряные "череночки", как их первоначально называли в Германии.

Как мы знаем, периоды в истории искусства были связаны с культурой разных исторических эпох: Эпоха Возрождения, Барокко, Арт-Деко... И история украшений неразрывно связана с каждой из эпох.

Итак, мы остановились на украшениях, которые были созданы в Средние Века. Что было дальше?

На смену средним векам приходит эпоха Возрождения.

Нидерланды. Конец 16 века.

Ренессанс . Ренессанс - эпоха поиска и возрождения прекрасных античных традиций. Экспедиции, путешествия и начало мировой торговли привели к открытиям в области технологий, появлению новых материалов и, разумеется, влиянию стилистик разных стран. Если в Средние века преобладал интерес к золоту, в период Возрождения главную роль заняли камни в оправе. В тайнике европейского ювелира того времени были обнаружены изумруды из Колумбии, топазы из Бразилии, иониты из Шри-Ланки, рубины из Индии, лазуриты из Афганистана, бирюза из Персии, перидот из Красного моря, опалы из Богемии, аметисты из Венгрии.

Брошь "Леда и лебедь" Челлини, Бенвенуто 16 век/ Золото, лазурит, жемчуг. Музей Борджелло. Флоренция

В 1660 году Жан-Батист Травернье привез во Францию проклятый «Бриллиант Надежды». Лейтмотивом всех ювелирных изделий Ренессанса становится античность: греческие и римские боги, мифические персонажи, исторические лица, философские темы. Изделия ювелиров этого времени - гимн природе и человеку как ее величайшему творению; каждое из них - индивидуально и неповторимо. Знаменательна возросшая популярность тем животных, птиц, растений, использовавшихся преимущественно в декоре кулонов, медальонов и брошей. С началом периода великих географических открытий стала популярна морская тематика, особенно в Северной Европе: дельфины, русалки и прочие морские существа, подвески-корабли.

Камея с изображением Афины. Золото, халцедон. Археологический музей

В то время носили разнообразные массивные цепи и изящные цепочки, подвески, медальоны, много колец и перстней. Со второй половины XVI века мужчины и женщины носили на шляпах броши и пряжки, изображения святых и вензели, сплетенные из букв имени. Дамы носили серьги в виде цветов и из жемчуга, мужчины могли носить одну серьгу. Подвески обычно носились на цепочках, которые сами по себе были произведением ювелирного искусства: каждое звено представляло собой маленькую композицию из растительных мотивов или фигурок, богато украшенную эмалью и орнаментом. В XVI веке в подвесках все больше главенствуют алмазы. При сочетании алмазов с цветными камнями, под них часто подкладывали цветную фольгу.


Каплевидная подвеска со сценой распятия. Золото, янтарь, жемчуг; резьба, эмаль. Музей серебряных изделий
Флоренция. Принадлежит к сокровищам Медичи


Камея с портретом Карла Пятого. Леони, Леоне 1536 Золото, эмаль, ляпис-лазурь, яшма
Высота 6,3 см Метрополитен, Нью-Йорк

Украшения ювелиров эпохи Возрождения отмечены завершенностью композиций, фантазией, их отделка — тщательностью проработки.Ювелирные изделия выступали в роли своеобразных знаков, выявляющих социальный статус их владельца; в функции амулетов они имели магический смысл (еще в древности драгоценным камням и металлам приписывалось мистическое влияние).
Изменения в ювелирном дизайне постепенно распространились из Италии во Францию, а затем в Германии и Англии следуя за новым стилем живописи и скульптуры первой половины 16 века.

К созданию ювелирных украшений в конце 15 — 16 веках обращались А. Дюрер, Х. Хольбейн-младший, Бенвенуто Челлини. Благодаря последнему (и его "Трактатам Бенвенуто Челлини о скульптуре и Работе С Золотом ") у нас есть полное понимание методов, используемых ювелирами эпохи Возрождения.Когда император Максимилиан І Габсбург женился на Бьянке Марии Сфорца из Милана в 1494 году его двор открылся для итальянского искусства. Распространение Ренессанса через Священную Римскую Империю был медленным и постепенным и готические ювелирные изделия продолжают быть популярными приблизительно до середины 16 века. Тем не менее, немецкие мастера приняли стиль эпохи Возрождения в середине века и их города стали важными центрами производства, которое привлекло ювелиров и дизайнеров со всей Европы. Аугсбург стал одним из главных городов производства ювелирных изделий.

Материалы. Прямой морской путь в Индию обнаруженный Васко да Гамой в 1497-1499 годы, позволил европейским купцам получать драгоценные камни напрямую, что вызвало приток алмазов. Лиссабон заменил Венецию в качестве основного торгового центра индийских драгоценных камней. Брюгге, который был главным алмазным центром в 15-м веке, заменил Антверпен, где дело процветало до 1585, пока город не запутался в 80-летней войне. Антверпену в этом году заблокировали доступ к морю, что нанесло вред международной торговле. Большинство алмазных резцов двинулись дальше на север в Амстердам, который стал и остался, новым алмазным центром Европы до 20-го века.

Весьма популярными остались и самоцветы: Сапфир, рубин и изумруд и т.п. Причем, корунд шел прямыми поставками из Шри-Ланки. Из рубинов наиболее высоко ценились Бирманские из-за своей чистоты цвета. Жемчужины были чрезвычайно популярны и в основном были получены из Персидского залива.

Производство. Среди излюбленных типов ювелирных изделий Возрождения — нагрудные подвески и украшения к шляпам. Часто материалом для них служил кабошон неправильной формы или причудливая жемчужина. имитации камней также процветало. Стеклянные камни были обычным явлением. Имитация алмазов из стекла, горного хрусталя или бесцветного циркона из Шри-Ланки тоже нашли свою нишу на рынке. В Венеции производство искусственного жемчуга вышло на такие серьезные обороты, что законодатели города вынуждены были сурово все это регламентировать: 10 лет изгнания и потеря правой руки.

В эпоху правления Медичи расцветает камнерезное искусство и искусство флорентийской мозаики. Во Франции прославилась школа лиможской эмали. В Германии в этот период в ювелирных изделиях применяются, помимо драгоценных камней, скорлупа кокосового и других экзотических орехов, страусовые яйца, раковины наутилусов. Большой любовью в Германии пользовались жемчуг и кораллы с перламутром.


Кулон саламандра, Германия, 1575,
музей Виктории и Альберта

В 16 веке расцветает искусство эмалевой портретной миниатюры. В лучших работах, выполненных в технике расписной эмали, поражает тонкое композиционное чувство мастера: живописный оригинал использован в органической связи с формой предмета и его назначением. Основная масса предметов, созданных в технике расписной эмали, по своему стилю относится уже к эпохе Возрождения. Внешним проявлением стиля ювелирного искусства этого времени оказался культ античности. Используя подлинные вещи, найденные при раскопках, ювелиры, возрождая изделия, не оставляют их неизменными: применяя в качестве нового декора оправы из золота, самоцветы и эмали, придают возрожденным изделиям несвойственную античности яркость, что создает ощущение богатства материалов, декорирующих элементов. В Эрмитаже хранится подвеска в форме кораблика, корпус которого состоит из крупной жемчужины неправильной формы. По краям жемчужина усеяна крошечными красными и синими кабошонами в ажурной золотой оправе. Из золота с белой опалесцирующей эмалью сделан парус и мачта. Нарядный фонарь на носу и завиток бушприта оплетает тонкая паутина филигранных вантов и лесенок.

Подобные подвески на длинных цепочках становятся самым модным украшением и женщин и мужчин. Амуры и ангелочки, женские фигуры, кентавры и драконы, корабли и фантастические звери на подвесках не выглядят просто миниатюрными скульптурами.

Барокко.
Барокко - один из самых пышных и живописных исторических стилей, которому уступила четкая и сдержанная гармония эпохи Ренессанса. Но, возможно, еще более точно стиль барокко могут охарактеризовать эпитеты «великолепный» и «торжественный». В ювелирном искусстве наиболее яркое развитие стиль барокко получил в работах французских мастеров, поставщиков двора Людовика XIV. Этому стилю присущи, прежде всего, яркая помпезность, экспрессивность и жизнерадостность. Открытую шею дамы обвивали нитями прекрасного жемчуга, очень модного в эпоху барокко. В ушах сверкали роскошные серьги с тремя жемчужными подвесками формы «жирандоль».


Бартоломеус Спрангер, Бьянка Капелло. Великая Герцогиня Тосканы (1548-1587).
Музей истории искусств. Вена.

Жемчуг, очень модный в эпоху барокко, украшает волосы, уши и шею дамы. Вокруг декольте ее парчового платья нашиты несколько рядов жемчужин
Мода того времени была благосклонна к дорогим кольцам с рубинами и изумрудами, закрепленными в высоких кастах. Приметой времени могут служить драгоценные пряжки для одежды и обуви. Наличие в костюме многочисленных драпировок требовало различных заколок. Раньше использовали аграфы, теперь их заменили броши, которые впервые вошли в обиход именно в эпоху барокко. Крупные декоративные броши, декорированные яркими камнями - изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, - украшали декольте корсажа и подчеркивали осиную талию дамы. Небольшие броши-розетки, оформленные драгоценными камнями, скрепляли модные тогда бессчетные прорези на платьях. Но, пожалуй, наиболее характерны для «стиля роскоши», как порою называют искусство этого времени, усыпанные камнями ажурные «броши-склаважи» - их прикрепляли к шейной ленте и акцентировали ими глубокие декольте. Все броши того времени в соответствии с барочной модой имели пышные, строго симметричные формы и были обильно украшены глубокими по цвету драгоценными камнями.

"Барочный жемчуг" или жемчуг барокко.


Подвеска "Геркулес". Франция, около 1540 года.

Интересна история происхождения термина «барокко». Как писал исследователь стилей в искусстве В.Е Власов, «жаргонное словечко «бароко» использовалось португальскими моряками для обозначения бракованных жемчужин неправильной формы, а в середине XVI века оно появилось в разговорном итальянском языке как синоним всего грубого, неуклюжего, фальшивого».


Подвеска. Венгрия, 17 век. Hungarian National Museum - Budapest.

Несколько позже французские мастера стали довольно широко употреблять слово baroquer, но в их словаре оно уже означало «смягчать, растворять контур, делать форму более мягкой, живописной». В качестве термина, обозначающего конкретный художественный стиль, слово «барокко» вошло в научный обиход только в XIX столетии, и его этимология в определенной мере раскрывает содержание стиля.



Подвеска "Орел и змея". Франция, 16 век.

Действительно, барокко - один из самых пышных и живописных исторических стилей, в нем нет той «правильности», четкости и сдержанной гармонии, которые характерны для произведений эпохи Ренессанса.


Reinhold Vasters (German, Erkelenz 1827-1909 Aachen):

Стиль «барокко» и сейчас вызывает ассоциации с пышностью и богатством. Южные и северные моря изобилуют роскошными жемчужинами всевозможных форм и расцветок - от идеально круглых до роскошно-причудливых. Барочный жемчуг зарождается в раковинах, обласканных подводными течениями, и словно отмечен прикосновениями морских волн, которые подарили жемчужинам текучие, динамичные очертания и пластичные линии.


Подвеска "Петух". Гамбург, около 1600 года.

К барочному жемчугу (или жемчугу барокко) относится весь жемчуг «неправильной», то есть не круглой формы. Грушевидные и каплевидные, эллипсоидальная, овальная, форма пуговицы или таблетки — все эти формы свойственны барочным жемчужинам.


Подвеска "Дракон". Испания, 1500-1599 гг.

Каждая барочная жемчужина обладает уникальной формой и особенной, изысканной игрой цвета - от солнечно-золотого до небесно-голубого.


Подвеска "Лебедь". Нидерланды, 1590-е гг. Собрание Эрмитажа.

Барочный жемчуг традиционно не столь дорог, как круглый, но отдельные его виды ценятся наравне с идеально круглым жемчугом. Например, грушевидные или каплевидные жемчужины отлично выглядят в подвесках, серьгах и диадемах. Идеальная каплевидная или грушевидная форма довольно редко встречается среди барочных жемчужин. Среди них есть и знаменитости. Например, «Жемчужина Хоупа» весом в 90 граммов с цветом, изменяющимся от зеленовато-золотистого до белого. Ее длина 51 мм, наибольший диаметр 114 мм, меньший 83 мм. Или жемчужина «Ла Перегрина» (исп. «несравненная»), знаменитая своей ярко-белой окраской и совершенной грушевидной формой (ее диаметр 238 мм, вес 6 400 г). История этой жемчужины окутана тайной. Согласно «Книге рекордов Гиннеса», лаборатория драгоценных камней в Сан-Франциско оценила жемчужину в 40 млн. долларов.


Подвеска "Зубочистка". Германия или Италия, 16 век. Собрание "The Trustees of the British Museum".

Довольно многочисленную группу барочного жемчуга составляют морские жемчужины, по форме напоминающие силуэты различных животных или предметов: спину лягушки, голову лошади, крылья птицы, собачий зуб, а то и туловище человека и даже черты его лица. Такие жемчужины называют парагонами, им издавна приписывались чудодейственные свойства. Парагоны традиционно оправляются в золото и украшаются драгоценными камнями.


Подвеска в виде сидящей кошки. Испания, конец 16 — начало 17 века.

Наиболее популярным украшением 16 века являлся кулон. Он заменил бывшие в фаворе до этого броши и фибулы. Кулоны носили на ожерельях, длинных цепях, пришпиливали к платью. Часто кулоны делали двусторонними, украшенными драгоценными камнями с одной стороны, и эмалевым рисунком с другой. Популярны стали и кулоны, которые одновременно имели и практическое применение, например, служили зубочисткой или уше-чисткой. Самым занимательным сохранившимся кулоном такого типа является кулон-пистолет с выдвижными зубо- и уше-чисткой и скребком.


Кулон-пистолет, конец 16в, Англия. Музей Виктории и Альберта

Подвеска в форме ягненка с флагом — символом Христа. Франция, 16 век.

Религиозная тематика всё так же оставалась в моде: кулоны в виде монограммы имени Иисус, миниатюры с изображением библейских сцен. Некоторые украшения были призваны напоминать о неизбежности смерти. Они так и назывались «мементо мори», «помни о смерти».


Кулон Мементо Мори, Англия, сер.16в.
Музей Виктории и Альберта
Стиль и техника

Кулоны с инициалами носителя или его возлюбленной также были популярны.
Наряду с библейскими темами, в украшениях появились и мифологические сюжеты: нимфы, сатиры, русалки, драконы.


Reinhold Vasters (German, Erkelenz 1827-1909 Aachen)


Подвеска "Русал" (все вспомнили "Беременную русалку"?)). Европа, возможно 1860 год.


Подвеска. Германия, середина 17 века. The Metropolitan Museum of Art.


Подвеска "Лев". Испания или Германия или Нидерланды, вторая половина 16 века.


Подвеска "Нептун". Нидерланды, начало 17 века.


Подвеска "Фортуна". Вероятно Alfred André (French, 1839-1919).


Подвеска "Кентавр". Испания, конец 16 - начало 17 века.

Подвеска "Попугай". Возможно, Испания, конец 16 — начало 17 века.

Кольца носились на каждом пальце, а иногда и по несколько на одном. Во многих кольцах устраивались потайные места, в которых обычно прятались ароматные травы: в те времена с гигиеной было плохо, и если уж плохой запах сильно донимал, можно было поднести руку с кольцом к носу и вдохнуть аромат трав. Такое же практическое предназначение имело и другое популярное украшение того времени - помандер. Это был небольшой сосуд, в котором прятали амбру, парфюмерные масла. Носился он обычно на поясе, на котором также могли быть зеркальца и молитвенные книжки.

Другой популярный тип колец того времени - кольца дружбы и любви. На внутренней стороне таких колец всегда находилась какая-нибудь романтическая надпись, типа «моё сердце принадлежит тебе» или «вместе навсегда». Существовали также и так называемые Венецианские кольца: в них прятали яд, чтобы при случае отомстить неверному любовнику или избавиться от неугодного человека.

В те времена считалось, что драгоценные камни обладают лечебной силой. Например, сапфир считался излечивающим болезни кожи, а топаз якобы избавлял от слабоумия. Поэтому были популярны украшения-талисманы, обычно это были кольца. Обычно они предназначались для профилактики какой-либо болезни, для отведения дурного глаза.

Украшения теперь не только вешались поверх платья, но и пришивались непосредственно к ткани. Воротники, бюстье, рукава, пояс и головной убор, который в те времена должна была носить любая уважающая себя дама, - всё украшалось пришивающимися драгоценными камнями.

Мужчины украшали себя не меньше женщин, а иногда даже и больше. Кольца, броши, цепи, пряжки для пояса и даже серьги были необходимы аристократу, чтобы достойно показаться при дворе. Английский король Генрих VIII особенно любил украшения. После его смерти осталось 234 кольца, 324 броши и кулон с алмазом размером с грецкий орех, не считая 79 костюмов, расшитых золотом, драгоценными камнями и жемчугом.
К ювелирным традициям Ренессанса периодически возвращались в своих творениях известные марки (в коллекциях представлены точно воссозданные кулоны, ожерелья, броши, серьги и браслеты из металлов золотых и серебряных тонов с жемчугом и полудрагоценными камнями), изделия которых на сегодняшний день считаются предметами коллекционирования. Среди них: Florenza, ModeArt, Hollycraft, West Germany, 1928. Последняя, например благодаря эксклюзивному договору с Ватиканской Библиотекой, получила право воспроизводить объекты и драгоценности из коллекции религиозных экспонатов Ватикана! Привлекая эти ресурсы, Ювелирная компания «1928» создала Коллекцию Ватиканской Библиотеки, линию, ориентируемую на украшения религиозной тематики. Эта вдохновенная коллекция предлагает украшенные драгоценными камнями в виде ангелов, крестов, распятий, сложенных для молитвы рук, чёток, закладок и прочего.

В целом многие коллекции винтажных украшений, этих компаний создавались, чтобы воздать должное изысканному стилю и дизайну Ренессанса.

Похожие статьи